В Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП) говорят об убытках и падении объемов отгрузок. Причиной этого стали забастовки перевозчиков на юге России, не согласных брать на себя ответственность за перегрузы и рисковать своим автопарком.
С конца января перевозчики начали отказываться выполнять заказы владельцев грузов. Они заявили, что их вынуждают принимать товар с перевесом в несколько раз и подписывать добровольное согласие на это. В результате растут затраты на ремонт машин. К тому же отсутствие документов на грузы или перевесы не привлекают внимания на весовых пунктах контроля, что может говорить о системе взяток.
В НАЭСП говорят, что борьба с нарушениями весовых норм – лишь предлог для блокирования отгрузок зерна. На самом деле это попытка контролировать рынок и поддержать завышенные цены на транспортировку грузов. Действия перевозчиков в НАЭС называют противоправными и высказывают опасения, что экспорт зерна из России в ближайшее время существенно снизится.
Для ряда портовых терминалов автотранспорт является единственным каналом доставки зерна, предназначенного на экспорт. При этом в ценообразовании трейдеры не участвуют – тариф назначает именно перевозчик, уверяют в НАЭСП.
Внутренние цены на российское зерно сегодня довольно высоки. При этом, как подчеркнул президент НАЭСП Сергей Балан, экспортеры также оплачивают простой судов и дополнительное время хранения зерна. В результате убытки могут быть довольно серьезными. Директор «Совэкона» Андрей Сизов с этим не согласен. Он сообщил, что с начала сезона по 31 января экспорт российского зерна вырос на 4%, до 31,4 млн тонн, поставки пшеницы увеличились на 13%, до 26,7 млн тонн. За январь было экспортировано 2,7 млн тонн зерна, и отгрузки превысили ожидания. Забастовка перевозчиков на темпы экспорта влияния не оказала.
Члены НАЭСП обеспечивают80% всех зарубежных поставок российского зерна. В ассоциацию входят, например, крупнейшие мировые торговцы сельскохозяйственным сырьем — Bunge, Cargill и Louis Dreyfus.