Производителям продуктов питания сегодня все труднее выделиться на полке. Конкуренты не спят, а вместе с этим множится количество различных групп потребителей, у каждой из которой – свои пищевые привычки.
Тренд на ЗОЖ усилил позиции овощей, фруктов, сыров и мяса, польза которых понятна и без рекламы. Но маркетологам нельзя расслабляться, так как потребители требуют эксклюзива. Руководитель отдела маркетинга АПХ «ЭКО-культура» Жанна Еронина рассказалаAGRO.RU о расширении ассортимента и работе над качеством как способах ответить на ожидания современного покупателя.
Следование ЗОЖ сужает круг подходящих потребителю продуктов? Меняет частоту походов в магазин?
Следование ЗОЖ определенно сужает круг подходящих для конкретного человека продуктов. Однако именно этот факт стимулирует потребителя на кулинарные эксперименты, поиск новых рецептур, соответственно, и частота походов в магазины не только не снижается, а даже повышается. Тем более что у продуктов с чистым составом срок годности несколько ниже, чем у менее полезных конкурентов, но тут могут быть исключения благодаря развитию технологий и эволюции упаковочных материалов.
Производителям сегодня не обойтись без участия в хайпе на тему ЗОЖ, даже если их продукт (те же овощи) априори полезен, но наскучил потребителю?
Не стоит считать, что ЗОЖ-продукция — это только хайп. В первую очередь, это внимательное отношение к потребителю и ответ на его ожидания. Задача производителя — предложить разным категориям покупателей такой продукт, который полностью отвечает узкому запросу конкретной группы.
Примером является наша новая линейка томатов «Черриешки». При разработке этого продукта мы ориентировались на 3 группы потребителей, которых объединяет не только приверженность ЗОЖ, но и чрезвычайно активный образ жизни. Однако в эту группу входят совершенно разные потребители, для которых созданы узкоспециализированные продукты:
— для детей — «Черриешки. Детки»,
— для взрослых, активно занимающихся спортом — «Черриешки. Актив»,
— для взрослых, которым важны семейные ценности, в том числе совместные обеды и пикники — «Черриешки. Семья».
Для каждой из этих подгрупп в линейке «Черриешки» создано свое уникальное предложение, предполагающее особую комбинацию эксклюзивных томатов черри, а также экологичную крафтовую упаковку различной вместимости. Найти именно свои «Черриешки» покупателю помогает соответствующая маркировка на упаковке.
Задача пресыщенности конкретным вкусом — это отдельный вопрос и решается он, прежде всего, за счет расширения ассортиментной линейки. Если говорить об овощах, то это — новые сорта. В частности, на нашем предприятии селекционная работа по вводу новых гибридов ведется постоянно.
Источник: АПХ «ЭКО-культура»
Вы производите экологически чистые овощи. Этот подход привлекает внимание потребителей-сторонников ЗОЖ? Или для повышения спроса акцент на пользе для здоровья необходим?
Выращенные в экологически чистых условиях овощи, конечно, привлекательнее для покупателей. Однако дополнительный акцент на пользе для здоровья помогает потребителям сориентироваться в разнообразии ассортимента.
Например, в линии томатов «Черриешки» надпись «Актив» служит своеобразным маяком для людей, занимающихся спортом, особенно если речь идет о первых тренировках, когда меню претерпевает изменения вслед за увеличением физической нагрузки.
Как пропаганда здорового питания влияет на стоимость продуктов в России? Есть ли у производителей повод повысить цены?
Стоимость здоровых продуктов в России, действительно, бывает несколько выше стоимости продуктов без специальных маркировок. Но не стоит забывать, что для производства натуральной и качественной продукции требуется значительно больше ресурсов. Поэтому цены на экологически чистые товары закономерно выше.
При этом проблема «гринвошинга», безосновательного позиционирования продукции как «экологичной» и «здоровой», существует, но соответствующие законодательные инициативы оставляют все меньше возможности недобросовестным производителям вводить потребителей в заблуждение.
Ощутили ли вы изменение спроса на экологически чистые овощи в последние годы?
Спрос на экологически чистую продукцию заметно и регулярно растет. Это обусловлено тем, что потребители «распробовали» по-настоящему вкусные овощи и уже не хотят возвращаться к «безвкусным». Явным доказательством смещения приоритетов покупателей является уменьшение доли импортных томатов и огурцов, которые изначально уступают российским по вкусовым и качественным характеристикам, в том числе по причине более длинной логистики. Наша основная задача как производителя — удержать высокую планку, а также удовлетворить спрос наших потребителей на новинки.