30 марта в 08:34
Цель Минсельхоза сократить посредников правильная
Виталий Шеремет
Партнер, руководитель практики по работе с компаниями агропромышленного сектора, КПМГ в России и СНГ

Инициатива Минсельхоза по сокращению количества посредников очень похвальна. Главное – избежать резких действий, которые в условиях уже сложившейся экосистемы могут нести серьезные риски для игроков рынка, как минимум в краткосрочной перспективе.

Ожидания ведомства связаны со снижением количества посредников, что приведет к сокращению цепочки добавленной стоимости и перераспределению доходности от посредников к производителям. Существующие макротренды показывают, что потребители хотят знать непосредственных производителей продуктов питания. И в этом смысле стратегия Минсельхоза кажется правильной.

В то же время следует понимать, что каждый игрок на рынке отыгрывает свою роль. Малые сельхозпроизводители никогда не смогут на равных общаться с крупными закупщиками. В этом им помогают посредники, которые как раз обеспечивают консолидацию игроков рынка производителей, помогают формированию более сильной переговорной позиции с сетями. За это они берут свою порцию доходности.

Если производители сельхозтоваров могли бы объединиться, например, через кооперативы или объединения, и выступать единым фронтом в переговорах с дистрибуторами, сетями и конечным потребителем, это конечно бы усилило их позицию и постепенно решило бы ту задачу, которую сегодня ставит Минсельхоз, то есть сократило бы цепочку от производителя к конечному потребителю.

Хорошим примером может служить объединение «ВЕМА» на молочном рынке. Оно консолидирует несколько крупных производителей, которые тем не менее решили еще больше укрупнить свой бизнес в переговорах с транснациональными корпорациями, закупщиками молока. Этот пример показывает, что объединенная позиция может быть выгодной не только для производителей, но и для закупщиков, так как при такой схеме исчезает роль посредника, появляется возможность стандартизации продукции, заключения более длинных договоров, обеспечения объемов продукции с достаточной степенью уверенности в этих поставках. Мы считаем, что цели, которые ставит Минсельхоз, правильные, однако методы внедрения этих целей должны быть очень хорошо просчитаны.

Торговля
Новости
Войти