На продовольственном рынке не должно быть подмены понятий
Наринэ Багманян
Президент выставочной компании «Асти Групп»

Вступление в России в силу закона об органической продукции немного упорядочило представления и производителей, и потребителей об этих продуктах. Однако до полной ясности еще далеко. Рынку мешают нехватка экспертов для проведения сертификации, отсутствие границ между терминами, а также согласованности российского и зарубежных стандартов.  Президент выставочной компании «Асти Групп» Наринэ Багманян рассказалаAGRO.RU о том, как влияет на отрасль работа над устранением путаницы в законах и умах потребителей.

На ваш взгляд, производителей продуктов для здорового питания и эко-friendly продуктов на выставках становится больше? Ждете ли увеличения числа экспонентов в этом сегменте?

Производителей продуктов для здорового питания на выставках пока не становится больше, но нам бы, конечно, хотелось, чтобы их число росло. Но я думаю, что в скором времени ситуация изменится к лучшему, так как с 1 января этого года в России вступил в силу закон об органической продукции. И это очень значимое событие для отрасли, так как в стране появится больше производителей органики, которые получат официальные сертификаты от Министерства сельского хозяйства. Покупатели же смогут легко отличить настоящую органическую продукцию на полках магазинах. На нашей выставке в мае («Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия холода для АПК» / Meat and Poultry Industry Russia / VIV 2020» – прим. ред.) мы проведем свой отбор и дегустацию экопродуктов. Для этого мы задействуем профильные институты. Один из них ─ это ВГНКИ (Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов), который может проводить лабораторные анализы качества продукции, в том числе органической.

Как изменился сегодня интерес к производителям здорового питания в России? Есть ли у вас данные об активности аудитории, кто из посетителей идет на выставку целенаправленно для знакомства с ними?

Безусловно, интерес понемногу растет, но в целом, я считаю, что еще не все до конца понимают, что такое именно экопродукт. Так, например, многие путают фермерскую и органическую продукцию. Но ведь экопродуктом считается именно органика. Увеличения сегмента экопродуктов в нашей стране и популяризации здорового питания стоит ожидать только в том случае, если потребитель будет уверен в том, что он приобретает не просто дорогие продукты, а именно органические.

Пока активность аудитории и ее интерес к экопродуктам проследить сложно. Недавно на выставке «Продэкспо» впервые был представлен так называемый «экоуголок». Не могу сказать насколько он был посещаемым и шли ли люди целенаправленно ознакомиться с ним. Но также я была, например, в Германии, на выставке BioFach 2020 ─ это площадка, специализирующаяся именно на органических продуктах. Там я заметила очень высокий интерес со стороны разных слоев местного населения: многие шли знакомиться продукцией. У нас же сейчас просто нет подобной выставки, но я надеюсь, что в скором времени появится. Ведь положительные изменения в отрасли уже происходят после ввода реестра производителей органических продуктов в режим эксплуатации.

Здоровое питание каждый интерпретирует самостоятельно: кто-то за отказ от мяса или жиров, кому-то не по нраву сахара или углеводы, кто-то придерживается сбалансированного питания и выступает за золотую середину. На ваш взгляд, это на руку производителям?

Не могу отвечать за производителей, но я считаю, что это не выгодно самому человеку, который принимает такое решение, потому как все продукты необходимы. В моем понимании здоровое питание – это качественная продукция.

Можно ли сказать, что почти все производители, кроме разве что газированных напитков и кондитерки, найдут своего ориентированного на ЗОЖ покупателя? И если да, то не обесценит ли это, скажем, органическую продукцию?

Продукцию это не обесценит, но российским покупателям нужно четко объяснить, что такое эко-, органическая и фермерская продукция. Чтобы потребитель понимал, что фермерский продукт не может быть только экологическим. Возможно, нам стоит взглянуть на опыт западных стран, где местные фермеры после каждого дождя снимают почву, отравляют ее на исследование, чтобы понимать, как осадки повлияли на то, что они выращивают. Ведь даже такие нюансы значительно сказываются на качестве продукта.

В рамках Саммита «Аграрная политика России: безопасность и качество продукции» вы планируете провести узкоспециализированные сессии, в том числе по эко- и биологически активным продуктам питания. Интерес к ним обусловлен модой или принятием закона об органике и обсуждением закона об экопродукции?

Нет, это не обусловлено модой, а связано с тем, что на государственном уровне создали регламентацию рынка экологических продуктов. Мы находимся в постоянном диалоге с Министерством сельского хозяйства РФ и поэтому решили попробовать создать на нашем Саммите площадку для обсуждения данного вопроса. Это необходимо для повышения качества настоящих экопродуктов. В целом, ключевая тема нашего делового мероприятия в рамках выставки ─ безопасность и качество продукции, поэтому мы не думаем о том, что модно на данный момент.

Какие тренды на продовольственном рынке вы можете отметить на основе данных об экспонентах? Насколько они устойчивы

На мой взгляд, каких-либо устойчивых трендов сейчас нет. Хорошая реклама по телевидению не гарантирует повышение спроса на продукт. Потребитель совсем по-другому выбирает товар. Я думаю, что на первый план выходит, прежде всего, цена. Но мы настаиваем на том, чтобы производители не обманывали свою аудиторию, чтобы люди четко понимали, что, например, приобретая дешевые товары, они в какой-то мере соглашаются с рисками, а продукты со знаком «эко» гарантировано более качественные. Не должно быть подмены понятий и поэтому очень важно то, что на государственном уровне было принято решение создать реестр производителей органических продуктов. 

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь