«Замораживание» цен ритейлом - временное осознание необходимости, дабы «как бы чего не вышло»
Башмачникова Ольга
Председатель Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» (АПР)

Конечно, приятно слышать о моральных добровольных обязательствах ритейла по замораживанию цен. Однако, во многом это сделано не без воздействия контроля и проверок со стороны ФАС, а также в ожидании последствий и определенных санкций. Добрая воля в данном случае - временное осознание необходимости, дабы «как бы чего не вышло».

Чтобы у торговых сетей действительно не было желания завышать цены на продукты, нужно выстраивать альтернативные институты торговли и альтернативные каналы движения продукции от поля до прилавка. Альтернатива – значит конкуренция. Именно последняя и является истинным двигателем прогресса. Мы это можем видеть по формированию стоимости услуг мобильной связи основными операторами рынка.

Если говорить об институтах торговли – конкуренцию существующим торговым сетям могут составить постоянно действующие «другие сети», магазины шаговой доступности, палатки, продуктовые рынки, ярмарки выходного дня. Нужно втягивать в создание торговых площадок самих сельхозтоваропроизводителей, которые должны иметь возможность без серьезных затрат обустроить торговую точку: получить разрешение на нестационарный торговый объект без конкурса и торгов, поскольку торги выигрывают, как правило, представители той же торговли, ритейл, оптовики, девелоперы, но никак не производители продуктов. А должно быть и то и другое – именно конкуренция сможет обеспечить работу экономических законов на этапе доведения продукции до конечного потребителя – до нас с вами. Вот пример региональных ярмарок в Татарстане. Департаментом АПК выделено 9 площадок для организации ярмарок выходного дня с бесплатными местами для фермеров. Работу организовал сельскохозяйственный потребительский кооператив второго уровня. Ярмарки на 100% заполнены фермерской продукцией (чего нельзя сказать о московском формате), и цены на этих ярмарках для населения на 30 % ниже, чем торговых сетях. В выходные поток покупателей в торговые сети стал снижаться.

Не только маржа торговых сетей влияет на цену продукции – это еще и посреднический опыт, встроенный в систему торговли – те оптовики, с которыми сети работают и зачастую сами создают. У этого сегмента торговли тоже должны быть свои конкуренты - например, логистические центры, оптово-распределительные центры. Обе структуры должны реализовывать функции сбора, хранения продукции, подработки, переработки, фасовки, формирование и отгрузку партий - те же торговые сети.

Однако для того, чтобы эта цепочка работала, необходимо вовлекать в нее сельхозтоваропроизводителей. Конкуренция в таком случае может быть определена как балансирующая между коммерческим бизнесом и кооперативным институтом – обществом сельхозтоваропроизводителей. Такие производители получают наработанную кооперативом маржу для своих целей – т.е. полученная на данном участке прибыль распределяется между членами/пайщиками, которыми являются семейные фермы. Последние при таком выстраивании бизнеса могут принять решение об увеличении объемов производства, а это - главная цель в стране сегодня – увеличение объемов продовольствия и доведение его по доступным ценам до населения.

Нидерландский кооператив Кампина обеспечивает сегодня переработку молока от 17 тысяч фермеров и представлен в 27 странах мира. Это серьезный игрок на рынке молока. Мы за год такую сельскохозяйственную потребительскую кооперацию не разовьем, но активнейшим образом заниматься решением этой задачи на государственном уровне нужно, поскольку это и есть выстраивание альтернативной цепочки движения продукции от поля до прилавка.

Чтобы ускорить процесс, нужно программу развития оптово-распределительных центров сделать доступной для небольших логистических межмуниципальных кооперативных центров. Именно на такие структуры, вовлекающие малый бизнес, нужно увеличивать долю софинансирования из федерального бюджета с 20 на хотя бы 40%.Сегодня речь идет о субсидировании 20% инвестиционных затрат. На этих условиях в ОРЦ пойдет ритейл, оптовые девелоперы. Но они будут звеньями той же бесконкурентной цепочки. Должны быть и одни, и другие. Поэтому огромное значение имеет сегодня гибкость Минсельхоза в вопросе формирования критериев оптово-распределительных центров, а также объемы субсидирования затрат из федерального бюджета, которые на муниципальные кооперативные ОРЦ должны быть значительно выше.

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь