18 августа 2015 в 11:07
Любые ограничительные меры должны вводиться либо одновременно, либо после стимулирующих мер
Башмачникова Ольга
Председатель Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» (АПР)

Министерство сельского хозяйства России подтвердило, что количество скота в личных подсобных хозяйствах будет лимитировано. Ведомство дало пояснение к такому решению, объяснив ситуацию тем, что это санитарная необходимость, и сокращение будет шагом к обеспечению благополучной экологической обстановки. В пресс-службе Минсельхоза рассказали, что уже разработаны ветеринарные нормы содержания скота в личных подсобных хозяйствах исходя из санитарных норм. Планируется связать площади земель, используемых хозяйством, с количеством сельскохозяйственных животных. «Это будут рациональные нормы», - подчеркнули в пресс-службе.

- В России существует порядка 20 млн крестьянских подворий, 10% из которых являются товарными: производящими продукцию не только в целях обеспечения продовольствием семьи, но и для продажи. Это достаточно обширный слой сельского населения и значительный как человеческий, так и экономический ресурс.

Хозяйства сельского населения суммарно используют серьезные экономические ресурсы - как трудовые, так и земельные (на долю ЛПХ приходится 10 млн гектар плодородных и эффективно используемых земель). Это позволяет в секторе семейных ЛПХ произвести в целом по стране не многим менее 50% от всего валового объема сельскохозяйственной продукции. В ЛПХ содержится 48% коров, 46% овец и коз, производится 71% мяса крупного рогатого скота, 80% картофеля, 70% овощей. Даже если данные цифры будут откорректированы в ходе сельскохозяйственной переписи 2016 года, объем произведенной хозяйствами населения продукции более чем значительный для страны.

Кроме того, личные подсобные хозяйства решали и решают задачу по заселенности людьми обширных территорий, пригодных для выращивания сельскохозяйственной продукции.

Сектор крестьянских подворий (ЛПХ) имеет важное значение как резерв для расширения сектора высокотоварных семейных фермерских хозяйств, демонстрирующих самую высокую в отрасли динамику развития.

Принимая во внимание данные факторы, а также задачи, поставленные перед страной, связанные с политикой импортозамещения и развития сельских территорий, в том числе обеспечивающих территориальную целостность страны, роль ЛПХ существенна и значительна.

Недотягивая сегодня по критериям продовольственной безопасности по производству молока и мяса, мы должны стимулировать всех существующих субъектов сельскохозяйственного производства к сохранению и увеличению поголовья. Задачи по сохранению, развитию личных подсобных хозяйств и стимулированию их перехода в семейные фермерские хозяйства должна стоять на одном из первых мест по актуальности среди мер государственного регулирования экономики сельского хозяйства и села.

Налицо случаи неоформленного бизнеса, который позволяет вести сегодняшнее законодательство. Поголовье в 300, 1000, 10 000 голов, конечно, должно содержаться в рамках зарегистрированного бизнеса, который отчитывается и платит налоги. Однако в регионах РФ ситуация различается. Если в субъекте федерации имеются гипертрофированные факты такого рода, которые ухудшают деятельность существующих официальных сельских предпринимателей (например, за счет вытаптывания посевов) – регион должен иметь право принять либо региональный законодательный акт, либо постановление регионального Правительства.

Что касается изменений в федеральное законодательство: к разработке поправок подключится большое количество «экспертов», которые могут и дров наломать, что может привести к снижению поголовья. Любые ограничительные меры должны водиться либо одновременно, либо после стимулирующих мер. Только после облегчения ведения легального бизнеса и наличия так называемых «морковок» имеет смысл определить границы ЛПХ в рамках федерального закона, привязав их к размеру земельного участка.

Следует отметить, что гипертрофированные ситуации с поголовьем в ЛПХ связаны, прежде всего, с тяжелыми условиями существования легального малого бизнеса на селе, зарегистрированных фермеров. Господдержку не получить – мала и волокитна, кредиты недоступны: статус предпринимателя предполагает высокую степень риска, а если и повезет, так процент высок – не мотивирует. Зато с отчетностью мучайся и проверок невпроворот. Вот и создана мотивация «наоборот» – ухода в тень, а не выхода из тени. Статистика прошлых лет показывает сокращение количества КФХ, многие из которых продолжили бизнес не официально.

Интересным является и другой факт. За половину 2015 года по данным ФНС количество вновь зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств составило 18,7 тыс., что на 49,0% больше, чем за аналогичный период 2014 года. При этом прекратили деятельность 6 900 фермерских хозяйств, что на 33,5% меньше аналогичного показателя прошлого года. Большая часть вновь созданных КФХ на базе личных подсобных хозяйств. Думаю, здесь сработали обещания по отмене проверок контролирующих органов для малого бизнеса, возможность принять участие в Программе поддержки начинающих фермеров и получить грант, а также заявления Правительства о том, что приоритет развития отечественного продовольствия – это серьезно и надолго.

Разделяю позицию АККОР и Президента АККОР Плотникова В.Н., озвученную в рамках недавней пресс-конференции. Для создания действующих стимулов перехода ЛПХ в КФХ важно ввести патентную систему налогообложения (размер патента в зависимости от объема выручки), упростить отчетность, которую можно предоставлять один раз в год, упростить процедуру получения господдержки для малых сельских предпринимателей (несвязанной поддержки на га, на литр молока, на голову скота). Стоит уделить особое внимание программам и увеличить господдержку на программы, связанные с развитием семейных фермерских хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, помогающих решить вопросы, кредитования, хранения и сбыта.

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь