Эмбарго дает преимущества производителям лишь на небольшое время
Владимир Гуревич
Cоветник ректора РАНХиГС

Коллективом экспертов РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ в «Мониторинге экономической ситуации в России» проведена оценка влияния на потребителей эмбарго, введенного Россией с лета 2014 г. в качестве ответной меры на санкции со стороны США и ЕС. Речь идет в том числе о росте цен на иностранные и отечественные товары-аналоги. Оценки проводились на основе сравнения фактических и прогнозных (в условиях отсутствия эмбарго) цен. В результате продуктового эмбарго цены санкционных товаров (из стран, под него не попавших) выросли в среднем на 3,0%, а цены несанкционных товаров – в целом на 2,9%.

Влияние санкций на годовую инфляцию было неравномерным по времени, выше – в первые полгода-год, после чего влияние эмбарго стало снижаться, потребители стали переключаться на более дешевые товары более низкого качества. Также сделан подсчет (в денежном выражении) потерь российских потребителей. При неизменной структуре спроса внутри санкционного и несанкционного набора товаров дополнительные расходы на душу населения за исследуемый период (август 2014 – декабрь 2015) составили в среднем 4380 руб. в год.

Из проведенного анализа также следует: наиболее сильное влияние санкции (эмбарго) имеют в первые 6–12 месяцев, а затем рост цен и падение объемов продукции сокращаются из-за изменений на товарных рынках. Это существенно с точки зрения политики импортозамещения: введение эмбарго дает преимущества производителям лишь на небольшое время, в дальнейшем его влияние на показатели рынка снижается.

Если следовать этому анализу, то влияние эмбарго на цены и потребление в 2016 г. должно было сойти на нет либо сильно сократиться. Тем не менее в подавляющем большинстве российских регионов потребление, как и доходы населения, продолжало падать.

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь