Как вы оцениваете сегодняшний рынок органической продукции в России?
Вопрос органического питания поднимался на Втором Форуме Продовольственной Безопасности, который прошел в апреле. Там Александр Ткачев, министр сельского хозяйства, обозначил положение России на рынке органической продукции. Во-первых, во всем многомиллиардном объеме производства органической продукции доля России - меньше одного процента. Во-вторых, сейчас трудно определить, что такое органическая продукция. Юридический термин такой в нашем законодательстве не существует. В западном понимании органическая продукция - это продукция, выращенная без химикатов, из естественных материалов, в чистом поле. У нас есть огромные территории, незараженные, химически необработанные. И конечно с ними у нас есть возможность в течение 5-10 лет легко занять 15-20% рынка органической продукции.
Что помимо общемирового тренда здорового питания влияет на потребности российского покупателя? Что для него важнее – следовать тенденциям или действительно заботиться о своем здоровье?
С одной стороны, в России растет поколение, которое воспитывается на принципах здорового питания. А с другой стороны у нас есть обнищание населения, снижение доходов, скрытая инфляция. Снижается доступность хороших продуктов для большого сегмента населения. Поэтому человеку очень сложно выбирать, что ему купить – экологический продукт или сосиски для того, чтобы просто накормить семью. Чем богаче общество, тем больше оно денег тратит на здоровое питание. И чем меньше средств, тем меньше внимания уделяется здоровому питанию.
Органическое питание на текущий момент – эксклюзивная продукция. У нас мало кто этим занимается. Многие фермеры говорят, что занимаются производством экологически чистых продуктов, но при этом моют посуду, бидоны для молока обычным средством для мытья посуды (по западным меркам это неприемлемо для производств органических продуктов). У нас есть производства в Ярославской области, которые тоже себя позиционируют как производители органики, без химикатов и т.д. Но отсутствие законодательной базы и стандартов не позволяет определить точно, что это - маркетинговый ход или действительно чистая продукция.
Тем не менее, тренд такой есть и можно утверждать, что он востребован и с каждым годом набирает обороты.
Можно ли прогнозировать рост производства органических продуктов в России с последующим снижением цен?
Я думаю, что в ближайшем будущем говорить о каком-то резком росте органической продукции не приходится. Органическое земледелие должно быть без удобрений, опылений, практически полностью на ручном труде. Соответственно, это большие затраты, невысокая урожайность и эксклюзивный продукт, который не у всех потребителей будет возможность приобрести.