По каким причинам растет спрос на органические продукты в России?
Согласно данным Evromonitor, экологические продукты вошли в число десяти ведущих потребительских трендов во всем мире. Россия немного отстает от западных потребителей в органическом питании. Это связано с тем, что наш рынок органического сельского хозяйства до сих пор не сформировался, нет национального знака маркировки, людям не очень знакомы западные общепринятые маркировки. Однако общий тренд на здоровое питание в России растет пропорционально увеличению заболеваний, связанных с некачественным питанием. Главные покупатели органической и экологической еды – молодые мамы, которые заботятся о здоровье своих детей и близких. На втором месте люди, страдающие алиментарно зависимыми заболеваниями, особенно аллергики, диабетики. Точнее о трендах, мотивациях покупателей мы сможем сказать осенью, когда подведем итоги всероссийского исследования рынка органического сельского хозяйства и биологизации земледелия, которое Союз органического земледелия проводит в Год экологии и охраны окружающей среды совместно с Минсельхозом РФ и целым рядом партнеров. По предварительным данным, которые мы уже получили, видно, что забота о здоровье – ключевой мотив. Все больше людей стали заботиться и об окружающей среде. Уже никому не надо доказывать, что идут сильные климатические изменения. Потребление в этом плане становится все более ответственным, людям важно знать, что сельское хозяйство не нарушило экосистемы. А вот гуманное отношение к сельскохозяйственным животным, к сожалению, волнует очень мало людей, в то время как в западных странах этот аргумент входит в тройку ведущих.
Ожидается ли рост объемов производства органических продуктов в России?
В России спрос на органические продукты продолжает расти, он намного превышает предложение. Российских сертифицированных органических продуктов на рынке не хватает. Западные органические продукты дорогие, они составляют около 90% российского рынка. Мы работаем над импортозамещением, чтобы органические продукты были доступны как можно большему количеству россиян во всех регионах.
Роста числа органических сельхозпроизводителей мы должны увидеть в России в ближайшие 3-4 года. Есть рынок, есть спрос, особенно на экспорт. Это деньги, повышение стоимости продукции на 60-100% для сельхозпроизводителей, это серьезная наценка. Она потянет за собой рынок российской сертифицированной органической продукции. Следом за экспортом, еще через несколько лет, подтянется и российский рынок. К тому времени будет российская маркировка органической продукции, нормативно-правовая база. Чем больше будет органических производителей, тем доступнее станут цены, будет здоровая конкуренция и четкие правила игры на рынке.