
Повлияет ли новый ГОСТ на качество картофеля?
В связи с изменениями стандартов качества, производителям картофеля нужно будет корректировать производственный процесс на всех его этапах – от выбора семян до сортировки готовой продукции. Безусловно, данные изменения затронут не только крупных игроков, но и мелкие фермерские хозяйства. Как следствие, ожидаем улучшение качества картофеля, доходящего до конечного потребителя как через крупный ритейл, так и через всевозможные экомаркеты, фермерские лавки, рынки и т.д.
Снизится ли объем ввозимого из-за рубежа картофеля?
Не думаю, что изменения в ГОСТе отразятся на поставках импортного картофеля. Мы получим более качественный отечественный картофель, однако проблема большого количества продукции из-за рубежа на наших прилавках – в другом. Это, скорее, вопрос отсутствия овощехранилищ. Отечественный производитель ограничен в возможностях сохранять свой урожай: по данным Росстата, потери составляют до 25%.
Могут ли российские производители обеспечить соответствие новым требованиям?
При должном старании и правильном подходе – вполне. Чтобы покупатель приобретал качественный продукт, необходимо обеспечить российского производителя соответствующей техникой, хорошими семенами, СЗР и т.д. Стоит сказать, что эта проблема существовала и до обновления ГОСТа. Однако в данном случае корректировки не настолько глобальные, чтобы отечественное производство с ними не справилось. К примеру, требования к качественным характеристикам картофеля, указанные в новой редакции ГОСТа, уже давно предъявляются производителю многими ритейлерами.
Есть ли риск дефицита картофеля в этом году?
Производители могли повышать цену во второй половине прошлого года из-за небольших объемов производства в прошлом сезоне. В апреле цена и вовсе стала рекордной за последние 5 лет. В следующем году объемы переработки картофеля ожидаемо увеличатся. Эти факторы, на мой взгляд, вдохновят производителей на увеличение посевов. Кроме того, ужесточение требований к самому продукту заставит производство задуматься о качестве семян, об улучшении процессов обработки и сортировки. Более обдуманно придется подойти к вопросам хранения продукции. Все это будет способствовать увеличению объемов производимой продукции.
По данным ИКАР, наши фермеры произвели за прошлый год порядка 22 млн тонн картофеля. Кроме того, объемы импорта в сезоне 2017/18 составят порядка 550-650 тыс. тонн продукта. Все это свидетельствует о том, что без «второго хлеба» мы не останемся!
С чем связано снижение площадей под картофель в личных хозяйствах?
Я считаю, что в данном случае играют роль несколько факторов:• доступность продукта на прилавках (картофель проще купить, чем вырастить);• отсутствие свободного времени на выращивание овощей в личном хозяйстве (работающих, загруженных, вечно занятых людей становится все больше);• сложности в реализации собственной продукции по достойной цене (нет смысла выращивать свой картофель, чтобы впоследствии сдавать «перекупщикам» за копейки).
Молодежь будет готова работать на земле, если увидит в этом реальный смысл. Но смысл появится только в том случае, если плоды труда будут кормить их семьи. А это уже более глобальный вопрос к отрасли сельского хозяйства в целом.
На данный момент ситуация складывается таким образом, что фермер потерян и одинок в своем стремлении «накормить» родной картошечкой. Но в этом направлении есть и позитивные изменения: создаются кооперативы и прочие объединения фермеров, помогающие с вопросами реализации. За этим – будущее отрасли.