Агропромышленный комплекс все чаще называют локомотивом экономического роста. Во многих сферах мы говорим уже не об импортозамещении, а о наращивании экспорта. Так, по данным Федеральной таможенной службы России, по итогам 2017 года экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в стоимостном выражении увеличился почти на 22% и достиг рекордного значения в $20,7 млрд. Но не все так гладко в отрасли. Развитие предприятий часто идет за счет наращивания объемов работы, а не повышения эффективности. Аграрии часто идут привычными путями и отказываются от применения инновационных технологий.
Дмитрий, насколько крупные аграрные комплексы и мелкие фермеры сегодня готовы применять инновационные технологии?
Отрасль показывает рост, но он идет часто за счет наращивания объемов: увеличения поголовья крупного рогатого скота, площади посевов и так далее. То есть многие предприятия придерживаются экстенсивного пути развития. Только самые передовики думают об увеличении продуктивности, повышении эффективности и снижении себестоимости продукции. Возьмем, к примеру, молочную отрасль: в Израиле одна корова дает в среднем 12 тысяч литров молока в год, в Америке — 9 тысяч, Европе —7,5 тысяч литров. В нашей стране средний показатель надоев — 4136 кг. То есть израильскому фермеру нужна одна корова, а российскому, чтобы достичь таких же надоев – три. Все дело именно в тех технологиях, которые применяют сельхозпредприятия.
В Израиле государство субсидирует до 40% от стоимости покупки и внедрения новых технологий. У нас же часто фермеры используют технологии, которые были изобретены в середине прошлого века. В кормозаготовке – это применение сухого сена и силосование. Они не дают возможности сохранить качественный корм. Его питательная ценность при таком хранении снижается до 40%. Все это негативно влияет на продолжительность жизни животного, объемы надоев, сортность молока. При этом аграрий зависит от погоды: в дождь косить нельзя, появляются отходы при хранении. Хотя существуют более современные подходы. Например, упаковка кормов в пленку по технологии «Сенаж в линию». Это заготовка корма из трав, провяленных до влажности 45-55% и сохраняемых в анаэробных условиях. Заготовка может вестись даже при неблагоприятных погодных условиях. Сроки работ сокращаются: менее суток проходит от скашивания до упаковки корма. При этом не используются консерванты, хотя технология позволяет сохранять белки, сахара, каротин, а обменная энергия составляет 12-12,5 МДж/кг в среднем.
Российские аграрии все активнее смотрят в сторону IT-технологий. Сидя за компьютером в офисе или прямо со своего смартфона, директор предприятия может контролировать покос трав, посадку овощных и зерновых культур. Он может отследить влажность сенажа, плотность прессования, траекторию движения техники, глубину заделки семян в почву и другие важные для повышения эффективности параметры.
Какой экономический эффект предприятиям может принести применение инновационных технологий?
Качественный корм помогает повысить продуктивность животных минимум на 20-25%. При этом снижается стоимость рационов кормления и повышается качество молока. Внедрение технологии может принести от 100% до 1000% годовых в зависимости от размера предприятия. Для хозяйства в 1000 голов экономический эффект достигает 20 млн руб. в год. И это показатели только для одного звена всей технологической цепочки в молочной отрасли. А если инновации будут внедрены на разных этапах, то представьте, насколько может увеличиться прибыль сельхозпроизводителей. Это скажется и на развитии предприятия, и на увеличении зарплат, и на обновлении техники. С учетом того, что многие агропредприятия являются главными работодателями в селе, они фактически градообразующие, то это и повышение уровня жизни для жителей всей территории. 20 млн рублей в год – только у одного предприятия, а в масштабах страны это сотни миллиардов рублей в год.
Что же мешает внедрению новых технологий, если это ведет к такому колоссальному росту доходов?
Если говорить о цифровизации сельскохозяйственной отрасли, то главный сдерживающий фактор – это отсутствие GSM-связи. На отдаленном поле, где ведется работа, может просто не проходить сигнал, связь с передатчиком на тракторе будет потеряна. Но уже сейчас разворачиваются сети «интернета вещей». Вполне возможно, что совсем скоро мы не узнаем мир и такой проблемы просто не будет стоять.
Второй сдерживающий фактор – это устаревший парк техники. Конечно, благодаря действующей программе субсидирования, по которой аграриям дают скидку 15-20% на технику, ситуация постепенно меняется. Любую инновацию нужно объяснять, показывать, чем она может быть полезна конкретному хозяйству, какой экономический эффект окажет и так далее. Конечно, одно предприятие в масштабах всей страны не может обеспечить продвижение новой технологии. Поэтому важна поддержка властей, в том числе информационная. Важно создавать площадки для обмена опытом, для обсуждения результатов применения новых технологий.
Полезно будет и экономическое стимулирование. Я уже приводил в пример Израиль, где субсидируются затраты, связанные с внедрением инноваций. Но есть и более близкие и простые примеры. В Ординском районе (Пермский край) сельхозпроизводители, применяющие технологию «Сенаж в линию», могут получить субсидии от муниципалитета, возмещающие 50% затрат на пленку для упаковки корма. Причем это была инициатива местных органов власти после того, как они увидели экономический эффект на примере одного из хозяйств района. И это правильно. От того, насколько успешны агропредприятия, зависит и уровень жизни на селе и зарплата сотрудников, и наличие рабочих мест для жителей.