21 августа 2019 в 18:02
Ферма в ресторане – тренд в производстве еды в городах
Максим Чижов
Директор по развитию, соучредитель, iFarm

Хватит есть то, что едят все вокруг! Под таким девизом работает команда iFarm, которая создает автоматизированные технологии для вертикального выращивания ягод и зеленных культур. Это готовые бизнес-решения для тех, кто нуждается в уникальной продукции локального производства (салатные фермы строятся прямо в городской черте, рядом с потребителем) вместо поставок от сторонних производителей. Оправдать такие ожидания вполне реально, даже если редкий сорт салата нужен каждый день круглый год, да еще и свежий, с определенным вкусом. Технологии разрабатываются в Новосибирске, где расположены испытательные лаборатории iFarm, а заказчики и потенциальные инвесторы находятся по всему миру. Рестораторы также заинтересованы в сотрудничестве с iFarm: они рассчитывают удивить искушенных и требовательных клиентов, которым приелись обычная петрушка и салат.

Вы работаете не только в России, но и в Европе. Расскажите подробнее о ваших заграничных шоу-румах. В чем их цель?

У нас есть представительства в Люксембурге, Риге, Хельсинки. Также мы активно ищем выходы на рынки других регионов. В первую очередь, мы строим шоу-румы — для обкатывания технологии, исследований вкусовых предпочтений (в разных странах любят разные салаты и пряные травы) и демонстрации финального решения потенциальным местным заказчикам. Сейчас в Финляндии строится ферма на 30 стеллажей. Такой объект полностью решает наши задачи. Плюс это и лаборатория: мы изобретаем, тестируем и выращиваем экспериментальные сорта с местными институтами и аграрными вузами. Также в Финляндии у нас есть ряд крупных корпоративных заказчиков, которые очень хотят поставить совместно с нами фермы для своих нужд. Подробности мы озвучим позже.

На этой ферме вы планируете вместе с рестораном-лабораторией финской компании Fazer проводить исследования по производству персонализированной еды. В России пока таких возможностей нет? В перспективе вы хотите запустить производство персонализированной еды?

Сейчас в мире еда производится несколькими крупными корпорациями, а потребляет ее большинство. То есть, во многом люди питаются одинаково.

Наш подход – производить еду в конкретном регионе, учитывая индивидуальные потребности и предпочтения местного населения. Где-то любят более острый вкус руколы, а где-то — более мягкий, ореховый. Где-то кейл — капуста-суперфуд — известна своими полезными свойствами и не нуждается в представлении рынку, там можно вводить разные сорта этой зелени, более или менее кудрявый кейл, красный кейл… А в другом регионе это просто не поймут, зато там все тоннами покупают латук. Благодаря технологиям мы также можем создавать продукты для людей с непереносимостью тех или иных ингредиентов, как, например, белую клубнику, которая не вызывает аллергии. Персонализация нам очень интересна.

Мы постоянно развиваем новые рецептуры и создаем технологические карты для разных культур.Разнообразие привлекает инвесторов. Но это нужно и для диверсификации производства. Мы не хотим зависеть от одной-двух культур, как это принято у крупных производителей. Наше конкурентное преимущество — в широком ассортименте и гибкости. На одной ферме, в одном помещении мы можем выращивать разные типы культур, разные сорта под конкретного заказчика. Крупная партия базилика растет не обязательно на одной ферме: мы развиваем сеть распределенных производств, расположенных по всему городу. Так мы своими мощностями обеспечим каждому партнеру необходимый объем продукции и одновременно обезопасим себя от рисков гибели всего заказа, распределив его на разные фермы. Мы не ищем покупателей, мы выращиваем под конкретный заказ. Но жители близлежащих территорий всегда могут купить в магазине при ферме максимально свежую зелень в ассортименте, снятую прямо с «умных» грядок у них на глазах.

Вы хотите специализироваться на необычных видах продукции для ресторанов? Стоит ли рестораторам, которые имеют свои небольшие фермы, как, например, братья Березуцкие, пересмотреть свой подход и попробовать вертикальную ферму? Или проще заказывать готовую продукцию у вас?

Да, рестораны действительно интересуются фермами для себя, это один из трендов городского сельского хозяйства. Мы уже работаем с большим количеством ресторанных сетей, с федеральными проектами общепита. У всех есть запрос на решение, которое позволит обеспечивать продовольственную безопасность, выращивать продукцию независимо от внешних факторов. Это некая возможность быть в тренде и быстро получать обратную связь от покупателей. Ну и, кроме того, это привлекает посетителей: когда ты видишь, как для тебя готовят салат, а зелень срезают здесь же, из специального модуля выращивания прямо в зале, это трансформирует опыт потребления еды, возникает чувство сопричастности. Ну и, конечно, это максимально свежий, вкусный и качественный продукт.

В этом ключе мы работаем с Латвией: наш заказчик, удивительный ресторатор-новатор, будет ставить у себя ферму и начнет выращивать культуры, которые ему невыгодно заказывать на стороне или импортировать. К тому же так он сможет контролировать процесс и будет уверен в качестве продукции, и в том, что зелень вырастет к нужному сроку и в нужном количестве.

Персонализированная еда, спецзапросы шеф-поваров... Вертикальная ферма — это проект для обеспечения потребностей только состоятельного населения? Для задачи по спасению планеты от голода или повышению доступности здорового питания она не подходит?

Это вопрос времени, такой же, как раньше стоял с процессорами для компьютеров. Технологии постоянно совершенствуются, становятся более доступными. И развитие вертикальных ферм и indoor-фарминга началось с того, что светодиодные лампы стали более эффективными, увеличился КПД. В результате выросла эффективность одного квадратного места, и теперь себестоимость салата с вертикальной фермы может конкурировать с тепличной или импортированной зеленью. Есть культуры, которые в вертикальных фермах выращивать невыгодно, например, томаты и огурцы. Но эксперименты по их выращиванию по аналогии с зеленью и пряными травами ведутся. Возможно, скоро овощные культуры будет экономически целесообразно выращивать ярусами с применением фитосвета, в замкнутом пространстве без воздействия внешней среды.

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь