22 августа 2019 в 12:16
Кому нужнее кадры будущего?
Источник: Dreamstime.com

Маленькая зарплата, перспектива прожить всю жизнь в сельской местности, неустроенность быта и отсутствие доступа к общественным благам – вот, пожалуй, основные причины, по которым вчерашние школьники не стремятся связывать свою жизнь с сельским хозяйством. Отрасль пока не может похвастаться высоким показателем престижности, что не позволяет на 100% насытить рынок труда квалифицированными и заинтересованными работниками. И даже те, кто живет и работает на селе сейчас, стремится уехать.

Поэтому и конкурс на аграрные направления невысок, и наборы небольшие. Однако в будущем картина агромира изменится, по крайней мере, этому будут способствовать цифровизация АПК, программа по развитию сельских территорий и поддержка экспорта сельхозпродукции. Искусственный интеллект, снующие туда-сюда дроны и роботы, современные технологии в сборе урожая, его обработке, сортировке, развитая инфраструктура – это картинка совершенной другой отрасли.

С осторожным оптимизмом можно предположить, что и привлекательность работы в сельском хозяйстве и пищевой промышленности будет расти. Правда, вместе с упрощением и оптимизацией процессов, предстоит еще решить вопрос о комфорте проживания непосредственно в селах, реализации карьерных и зарплатных амбиций специалистов. Для этого придется договариваться не с техникой, а с людьми.

Возможности российских вузов

Аграрные вузы параллельно ведут свою работу. Перевод на систему самоокупаемости стимулирует их привлекать абитуриентов все активнее. Один из действенных способов – скооперироваться с будущими работодателями.

По сути вузы стали не только предоставлять образовательные услуги, но и выступать большим отделом кадров для российских – и зарубежных – компаний.

Университету проще всего найти выдающегося студента по запросу конкретного предприятия, ведь он ходит по его коридорам. Он еще не отправил свое резюме, возможно, даже его не составил, а университет уже определил, кому его навыки могут быть полезны.

Так, Донской ГАУ заключил более 200 соглашений о сотрудничестве в образовательной сфере с ведущими предприятиями АПК и профильными научными центрами. Ими стали, в том числе холдинги «Степь», «Мираторг», «Юг Руси», «ЭкоНива-АПК», производители сельхозтехники «Ростсельмаш» и «Брянсксельмаш», ООО «Тамбовский бекон», АО фирма «Агрокомплекс», Группа агропредприятий «Ресурс», ООО «Группа Агроком». Важно, что абитуриенты ищут организации, направляющие на обучение, самостоятельно. Также в пресс-службе вуза рассказали о развитии целевого обучения под запросы работодателей. Сейчас в университете обучаются более 600 студентов, заключивших договоры о целевом обучении (с учетом результатов приемной кампании 2019 года). Учредитель Донского ГАУ – Министерство сельского хозяйства России – ставит задачу уже в ближайшие 2-3 года увеличить долю «целевиков» в общем контингенте обучающихся до 30-35%.

В Уральском аграрном университете говорят, что предприятия, отправившие молодых людей на обучение, обеспечивают их местами для практики, помогают в проведении научных исследований, консультируют.

Однако после получения диплома встает животрепещущий вопрос о том, на какую позицию и с какой заработной платой принимается «целевик». Обсуждать это в начале учебы глупо, 5 лет – слишком долгий срок для планирования. За это время предприятие может обанкротиться или оптимизировать штат сотрудников. К тому же молодым специалистам нигде не готовы платить много.

Студентам приходится напирать на учебу, чтобы добиться преимущества в виде «красного» диплома или собственного изобретения, как это сделала студентка УрГАУ Мария Ефимова (создательница мороженого со спирулиной). 

И даже в этом случае многие из них, вероятно, получат стартовую позицию. В результате перспективы заработка и карьерного роста у «целевиков» и студентов, прошедших отбор по общему конкурсу, одинаковы. Хотя единственное отличие целевого обучения – гарантия трудоустройства сразу после окончания вуза – все же является весомым плюсом для молодого специалиста.

Для того, чтобы такое сотрудничество российских вузов  работодателей дало максимальный эффект, предстоит еще наладить контакт с самими студентами. Если на старших курсах договариваться с ними о должности, уровне зарплаты, периоде работы, удастся выпустить максимально мотивированных и уверенных в своих перспективах молодых специалистов.

Запад переманивает

Западные компании имеют преимущество у молодых специалистов: им не нужно обсуждать зарплату заранее, в долларах она все равно смотрится привлекательнее. За рубежом есть спрос на специалистов в аграрной сфере, и самые амбициозные российские студенты нацелены только на работу в международной компании. Свою учебу в российском вузе они изначально расценивают как старт, который позволит им получить место практиканта или студенческую визу в западный вуз по тому же направлению.

Регина Суюнова, консультант направления «Химия и легкие индустрии» международной рекрутинговой компании Hays, отмечает, что с вузами напрямую сотрудничают многие компании. Шанс устроиться на хорошее место есть даже у тех, кто учился в России. Она советует выпускникам самостоятельно подавать заявки на стажировки. Больше всего возможностей на этом рынке открывается в регионах Центрального и Южного округов. Например, студентам старших курсов магистратуры охотно предлагают стартовые позиции и стажировки крупные, особенно международные, компании. «В основном такие вакансии открываются в блоке R&D (Research & Development). Это ассистенты на опытные и селекционные станции, на площадки контрактных производств семян и в лаборатории. Именно в этих направлениях деятельности компании готовы обучать молодых людей без опыта, подстраивать под себя, свои стандарты работы и корпоративную культуру», – отметила Регина.

«Студентам старших курсов магистратуры охотно предлагают стартовые позиции и стажировки крупные, особенно международные, компании».
Регина Суюнова
Консультант направления «Химия и легкие индустрии» международной рекрутинговой компании Hays

Одновременно с поиском вариантов для стажировки эксперты советуют самостоятельно улучшать свои профессиональные качества. Для соответствия международным стандартам и работы в международной компании российским выпускникам необходимо владеть языком. «Язык поможет познакомиться с зарубежными специализированными изданиями, быть в курсе всех мировых трендов в области, а также общаться со специалистами всего мира. Также это обязательное условие для общения внутри международной компании, особенно когда это касается коллег из офисов других стран», – заверяет Анастасия Бабичева, консультант направления «Химия и легкие индустрии» в Hays. Но и базовые знания, особенно в индустрии агрохимии, игнорировать не стоит, так как одна из тех сфер, где профильное образование до сих пор является одним из главных критериев при отборе. Особенно это заметно при подборе специалистов на позиции в R&D. Именно в этой области необходима специализация в селекции, генетике — там, где базовые, начальные знания не наработаются годами и не приобретутся с опытом, подчеркнула Анастасия.

Стажировка или переобучение сегодня остаются обязательным этапом для российского специалиста на пути к трудовому контакту в зарубежной компании. Потому что их кадровые отделы не склонны доверять российскому образованию.

Наши аграрные вузы не поднимаются на высокие позиции в мировых рейтингах, которые составляются с учетом авторитетности преподавателей и активности научной деятельности. Среди 27 российских вузов, которые попали в мировой рейтинг QS-2019, нет ни одного аграрного. В рейтинге 2019 года по версии The Times, в который вошли более 1250 университетов всего мира, МГУ имени М.В. Ломоносова занимает 199 строчку, и это лучший результат из всех российских вузов.

Среди англоязычных стран с хорошими перспективами трудоустройства для агроспециалистов лидерами будут Канада и Новая Зеландия, говорит Анастасия Кольвайс, заместитель директора Агентства международного образования «Инсайт». Во втором случае стоит конкретно назвать виноделие и животноводство. Обе эти страны активно занимаются сельским хозяйством и экспортируют свою продукцию. Но чтобы получить право на трудоустройство, учиться все же придется – хотя бы год, а то и два. С российским дипломом можно поступать на программы постдипломного образования Graduate Diploma продолжительностью 1 учебный год и программы магистратуры продолжительностью 1-2 года. 
«Многие ВУЗы будут требовать, чтобы имеющийся диплом был по такой же или смежной специальности, либо предлагать сначала пройти промежуточную сертификатную программу. При этом часто программа обучения включает семестр трудоустройства, так что выпускники уже имеют и практический опыт».
Анастасия Кольвайс
Заместитель директора Агентства международного образования «Инсайт»
Для поступления необходимо также предоставить мотивационное письмо, 1-2 рекомендательных письма, сертификат, подтверждающий владение английским языком на необходимом уровне (обычно это эквивалент IELTS 6.0 для программ колледжей и бакалавриата и IELTS 6.5 для постдипломного образования).

После окончания обучения выпускники могут получить открытую рабочую визу на год (в Канаде после 2-х лет обучения дают рабочую визу на 3 года) для поиска работы. И потом, уже имея работодателя, эту визу можно продлевать. Кстати, российских студентов в Канаде и Новой Зеландии любят и ценят, т.к. они обычно умные и активные на занятиях, целеустремленные и мотивированные, подчеркивает Анастасия.

Еще одно интересное направление для специалистов аграрной и пищевой индустрии–Нидерланды, говорит Екатерина Епишева, директор представительства Международного образовательного агентства «Нобель Бридж» в Москве.

«Голландия сейчас – это Мекка для специалистов, желающих построить карьеру в мировой пищевой индустрии. Движущей силой всей отрасли здесь стали инвестиции в инновации, производственный кластер и индустриальная инфраструктура».
Екатерина Епишева
Директор представительства Международного образовательного агентства «Нобель Бридж» в Москве

Нидерланды будут интересны желающим получить прикладное профессиональное образование на бакалавриате или в магистратуре, или продолжить свою научную карьеру в области инноваций в «agro & food», как индустрию кратко называют сами голландцы. В Нидерландах действуют более 5300 компаний этой индустрии всех возможных направлений, начиная от научных лабораторий по разработке удобрений или растительных заменителей животного белка, заканчивая производителями конечного продукта, который попадает на полку магазина и тарелку потребителя. 12 мировых гигантов продуктовой индустрии имеют свои представительства, заводы или исследовательские центры на территории страны. Включая Cargill, Heinz, Monsanto, Unilever, Mead Johnson, ConAgra, Mars, Kikkoman, Starbucks и другие. Большинство из них расположено в районе Университета Wageningen – в инновационном кластере аграрной и пищевой индустрии «Food Valley», или в столице страны. Студенты и выпускники вузов Голландии имеют практически 100% шансы на трудоустройство. Кроме того, законодательство страны позволяет в течение года после завершения учебы совершенно легально находиться в стране для поиска работы. Этим правом можно воспользоваться в течение трех лет.

Российские студенты активно поступают на учебу в Нидерландах и получают гранты. «У нас есть несколько успешных историй студентов, закончивших как магистратуру, так и бакалавриат в Голландии, в частности высокорейтинговый и конкурентный Wageningen. И затем довольно быстро и весьма успешно нашедших себе работу в представительствах американских компаний», – отметила Екатерина.

Итак, за рубеж едут самые пробивные. Это забег на длинную дистанцию, и, как правило, подготовка начинается задолго до поступления в российский вуз.

Российское будущее «agro & food»

Однако инновации знакомы и России. Это не только технологические инновации, благодаря которым мы научились и продолжаем учиться создавать новые или улучшенные продукты и способы их производства. Также мы осваиваем и новый подход к организации труда, все больше следим за влиянием на экологию. Инновационную активность предприятий сдерживает множество факторов, в том числе инфляция, объем госконтроля, объем инвестиций, уровень квалификации и мотивации работников, собственные производственные и исследовательские мощности. Но тенденция уже задана.

Россию нельзя назвать отстающей от других стран в области внедрения инноваций в АПК.

Сельхозпроизводители тестируют ресурсосберегающие технологии и системы цифровизации земледелия, используют тракторы и комбайны, которые управляются человеком удаленно, выращивают уникальные сорта культур.

Ученые нашли более экологичную альтернативу калийным удобрениям, развивают направление агроплазмохимии, научились прогнозировать урожай дикоросов, собираются выпустить первый отечественный пищевой 3D-принтер, создали робота для уничтожения колорадского жука и используют рентген для диагностики семян. В пищевой отрасли нашли применение новым способам переработки сырья, методам (например, искусственное копчение), ингредиентам (бактерии, дрожжи, микроорганизмы, пищевые волокна), технологиям (ионизированное облучение) и пр.

Центры инноваций в АПК появляются по всей стране: Южный научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня «Цифровая трансформация агропромышленного и индустриального комплекса» – в Ростовской, первый в стране Агробиотехнопарк для трансфера научных исследований и разработок в российское сельскохозяйственное производство – в Рязанской, уникальный геномный центр – в Брянской.

Довольно активно российские энтузиасты развивают свои #Стартапы, создавая новые продукты и оборудование. Вкладываются в развитие отрасли и сами студенты: в УрГАУ создали уникальный беспилотный летательный аппарат и мороженое со спирулиной, в Красноярском ГАУ – обновленный мотовездеход.

В сельском хозяйстве будущего одинаково успешно будут управляться с лопатой и роботом, собирающим урожай. Кадры для этой отрасли создаются уже сейчас, и надо принять как данность, что им понадобятся соответствующие карьерные и социальные условия. Тогда они будут неравнодушными, предприимчивыми и эффективными – и останутся развивать аграрную и пищевую отрасль в родной стране.

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь