

Надежда Артес, бывшая жительница Санкт-Петербурга, прожив некоторое время в деревне, своими глазами увидела возможности для развития российской глубинки. И смогла доказать, что слова «деревня» и «краудфандинг» в одном предложении – вовсе не стилистическая ошибка. Более того, ей удалось объединить местных жителей и создать сельский проект, который действительно заинтересовал инвесторов: 91% от требуемых 100 тысяч рублей уже собраны. Но это только цветочки, а вот ягодки – впереди. Надежда рассказалаAGRO.RU, какую продукцию планируется выпускать и как продавать.
Расскажите о вашем проекте по возрождению в деревнях ягодного производства под Санкт-Петербургом. Для чего вы его запустили? На каком этапе сейчас находится проект?
Идею выдвинули местные жители наших поселений – Пеники, Верхняя бронна. Они уже давно хотели заниматься ягодным производством, по сути, хотели его возродить (речь идет о территории бывшего совхоза «Плодоягодное» в Ломоносовском районе Ленинградской области – прим. ред.). Денег на это, увы, не было, поэтому 12 августа мы запустили сбор средств на краудфандинговой площадке и на сегодняшний день собрали 91% от нужной суммы. Кстати, первые саженцы жители уже начали получать. Около года им нужно только для роста, и уже потом они начнут плодоносить. Сейчас мы разрабатываем технологические карты и фирменный стиль для продукции.
Как местные жители оценивают перспективу вернуться к выращиванию ягод? Кто интересуется этим больше – молодежь или пенсионеры?
Больше интереса проявляет взрослое поколение, они помнят, как это было. А молодежь вся уехала. Правда, сейчас среди молодого поколения начинает возрождаться интерес к селу, я не исключаю, что идеей заинтересуется и молодежь. Я сама знаю ребят, которые занимаются пасеками, скот выращивают, например в Вологде. И для них это основной источник заработка. Думаю, эта ниша с каждым годом будет заполняться все больше.
Как вы планируете реализовывать продукцию? Будут ли уникальные товары?
Сбыт наладим через маркеты, в том числе, планируем создать собственный маркет в деревне. Также договорились о продаже продукции с музеем «Копорская крепость».
А еще мы хотим возродить опыт выращивания жимолости. Это забытая северная ягода, и она очень хорошо растет в Ленинградской области. Хотим делать варенье и другую сладкую продукцию – такого, думаю, ни у кого не будет.
Вы планируете выпускать органическую или экопродукцию? На ваш взгляд, какие перспективы у этих направлений в России?
Однозначно тренд на органическую продукцию в стране заметен. Люди стараются покупать у крафтовых производителей, они хотят знать, кто делает продукт, хотят быть здоровыми. Но пока нам нужно время на то, чтобы настроить и сбыт, и производство, да и вырастить ягоды.