Константин Бабкин, президент Ассоциации «Росспецмаш», поделился своим представлением о возможностях России увеличить поставки продовольствия в Китай на заседании «Изборского клуба», посвященного 70-летию образования Китайской Народной Республики. По его словам, русское продовольствие пользуется в Китае репутацией экологически чистого, более качественного, чем американское, и спрос есть. Однако существуют и некоторые ограничения, которые пока не позволяют использовать потенциал сотрудничества с Китаем в этом направлении.
- Китайская мечта и потенциал Китая - это очень интересно и важно. Но я бы хотел обратить внимание, какие тут для России возможности, причем, сегодня такие возможности существуют. Китай производит продовольствия огромное количество. Вот мы гордимся, что у нас рекордный урожай зерна, 130-140 млн тонн. А у них 630 млн. Но у них каждый клочок земли распахан и используется, причем, бешеные урожаи, 150-200 центнеров с гектара. У нас в среднем – 25 центнеров. Правда, другие культуры, другой климат, все понятно. Но увеличить количество производимого продовольствия они не могут. Тем более, что у них стоит задача – «зеленая мечта» – повысить экологию, поднять качество жизни. То есть они не могут поднять урожайность – в противном случае они должны будут класть слишком большое количество удобрений, химии, гербицидов, использовать ГМО, что противоречит их идеологии. То есть они не могут увеличить объем производства продовольствия, при этом они сегодня даже себя не обеспечивают.
Китай импортирует продовольствия примерно на 60 млрд долларов в год. Что это такое? Вот наш урожай рекордный, зерновой, в оптовых ценах – это 15 млрд долларов. Китай импортирует это продовольствие сегодня из Америки в основном: соя, рапс, свинина, дальше по мелочи. В связи с трениями между Китаем и Америкой – Трамп, ВТО, все такое – Китай ограничивал импорт продовольствия из Америки. Ограничивал полгода назад импорт из Канады. Там была история, знаете, повязали хозяина Huawei, она до сих пор там сидит под домашним арестом – и через несколько месяцев Китай перестал импортировать сою, рапс из Канады. После этого рынок сельхозтехники в Канаде упал в три раза. Цены на рапс, сою, пшеницу упали, новые тракторы никому не нужны, и там сейчас все тяжело.
Но еще раз: Китай не может долго сидеть без импорта продовольствия. К нам приезжала, насколько я слышал, делегация из Китая: давайте, у вас на Дальнем Востоке и соя растет, и рапс, и свинину вы можете производить. Эта история тянется уже много лет. Мы ездили в Китай, я уже не помню, года два назад, тема эта звучала. Они говорят: да, русское продовольствие пользуется у нас репутацией экологически чистого, более качественного, чем американское, давайте, везите нам.
Россия может радикально увеличить производство этих культур. У нас 35 млн гектар земель заброшенных. Это примерно площадь всей суши Германии. Это у нас только выведенная за 25 лет из оборота земля. То есть мы можем увеличить посевные площади, в основном, они кстати сосредоточены за Уралом. Мы можем радикально увеличить урожайность. У нас 25 центнеров с гектара, в Канаде в схожем климате – 35 центнеров. Но и это не предел. Можно и до 50 в России увеличить. Россия может в 3 раза больше продовольствия произвести, чем сегодня, для этого есть все объективные предпосылки. При этом не используя какие-то недозволенные химические и генетические приемы.
Почему это не происходит? Почему мы не увеличиваем поставки в Китай? У нас правят этим всем либералы, политико-экономические, которым это все не нужно. У нас дорогие кредиты, высокие налоги. Хотя мы говорим и гордимся, что Россия много экспортирует зерна, но Россия не стимулирует экспорт продовольствия в должной мере.
В Китай была введена пошлина на экспорт сои. Несколько лет назад, как вы знаете, пошлина действовала на экспорт пшеницы. Сейчас она есть, но равна нулю, но как таковая есть, решением министра она может появиться, в течение часа.
Есть у нас Россельхознадзор. Он в этом случае играет роль такого тоже ограничителя для наших поставок. Они не работают над унификацией стандартов между Россией и Китаем и другими странами. По отзывам наших экспортеров, они, скорее, дают нашим потенциальным покупателям оружие, чтобы они боролись с поставками наших продуктов. Я не знаю для чего. Повышается важность Россельхознадзора и так далее.
То есть нет у нашей страны целенаправленной политики и тем более воли на то, чтобы увеличивать поставки. Почему? Ну тут наверное идеология какую-то играет роль: если мы будем увеличивать экспорт, это приведет к повышению цен на внутреннем рынке, это плохо для нас. Я считаю и многие экономисты считают, что это не так, что временное повышение оптовых цен на продовольствие позволит сделать инвестиции, повысить те самые объемы производства, поднять уровень жизни на селе, поднят экономику, тем самым понизить количество бедным, тем самым повысить доходы наших людей. Тем не менее, по ряду причин Россия не использует потенциал увеличения экспорта продовольствия в Китай, который сегодня существует.
Китай, видя, что Россия как обычно в последние десятилетия невнятную политику ведет, вчера открыл свой рынок для поставок свинины и сои из Америки. Из Канады пока нет. Это там такая надежда, типа это наш дружественный шаг, мы надеемся, что Трамп отреагирует и к нам тоже будет помягче.
Интересно наблюдать за успехами соседа. Но важно, чтобы и мы свой потенциал использовали и не теряли возможности.
01:23:38 - Константин Бабкин