Европейские производители от Ирландии до Испании сообщают об остановке потока трудовых мигрантов из-за карантина, вызванного коронавирусом.
Джон Грин, глава фермы в графстве Уэксфорд на юго-востоке Ирландии, в это время года обычно готовится принимать десятки сборщиков клубники из Словакии, помогающих ему с урожаем. Однако из-за пандемии коронавируса в этом сезоне никто из них не прибыл для работы на ферме. Кроме сборщиков урожая, нет и сотен тысяч других сезонных сельскохозяйственных рабочих, которые не смогли приехать именно тогда, когда были нужны Европе для сбора урожая. Фруктовые и овощные культуры в Испании, Италии, Франции, Германии, Британии и других странах могут попросту сгнить на полях.
«Это будет ужасно, — сказал Имонн Кехоу, специалист по ягодам ирландского агропродовольственного агентства Teagasc. —Если не найти персонал, урожай некому будет собирать. Это кошмар, катастрофическая ситуация».
Мрачные прогнозы дают фермеры и сельскохозяйственные чиновники по всей Европе. Они опасаются, что поля будут заброшены, а урожай сгниет, если не получится организовать импровизированную армию сборщиков.
Испания, являющаяся крупнейшим экспортером фруктов и овощей в ЕС, уже столкнулась с последствиями нехватки рабочей силы. «Мы очень ограничены в ресурсах, у нас нет достаточного количества свободных рук, способных собрать урожай», — сказал Педро Барато, президент крупнейшей фермерской ассоциации Испании Asaja. Он сказал, что пандемия и меры по борьбе с ней затрагивают все регионы Испании: «В течение сезона потребность в работниках будет только увеличиваться. Нам нужны люди, которые будут работать на полях, при этом предпринимая все необходимые меры предосторожности. Если в сельской местности не будет работников, собирающих продукты, урожай просто останется на полях, возможно возникновение дефицита». Например, в Уэльве, одной из провинций Андалусии, только 7000 из 19000 обычно прибывающих марокканских рабочих успели приехать до закрытия границ Марокко.
В Италии потребность еще выше. Около 90% сельскохозяйственных рабочих страны приезжают на сезон, большинство из Румынии. Массимилиано Джансанти, президент Confagricoltura, итальянской сельскохозяйственной ассоциации, сообщил, что для сбора весеннего и летнего урожая и обслуживания виноградников сектору необходимо 250 тыс. человек.
«Коронавирус и ограничение передвижения означают, что люди, обычно приезжающие издалека, не смогут добраться до нас. А те, кто прибывает из других европейских стран, должны по прибытии провести 14 дней в карантине, столько же они должны провести в изоляции по возвращении домой. Поэтому многие предпочитают остаться дома», — говорит Джансанти.
В Германии, ежегодно принимающей 300 тыс. сезонных рабочих, растет беспокойство, что белая спаржа — горячо любимая европейцами настолько, что ее прозвали «белым золотом» — и другие овощи будут вянуть на полях. Немецкое правительство запустило сайт под названием The Land Helps, чтобы связать фермеров с добровольцами, готовыми помочь со сбором всех культур — от хмеля до томатов. Это обращение, в частности, было направлено на миллионы людей, чьи рабочие места закрылись, и студентов, чьи экзамены отменили.
Франция осталась без многих сезонных рабочих из Испании и Польши, а также французских рабочих, которые болеют или сидят дома с детьми. В результате нехватка рабочей силы оценивается в 200 тыс. человек.
Африканские производители тоже сталкиваются с кризисом. Ограничения, вызванные пандемией, парализовали кенийский экспорт бобов и гороха в Европу, из-за чего производители были вынуждены отправить половину своих работников в принудительный отпуск. ЮАР, еще один важный экспортер, переживает один из самых строгих карантинов в мире.
Если часть урожая пропадет, разнообразие продуктов может пострадать, но голодать Европа все же не будет: в супермаркеты стабильно завозят продовольствие. Правительства стран пытаются организовать свободную транспортировку продуктов и продажу без ограничений по специальным каналам. Европейская комиссия пытается создать то же самое для передвижения для сезонных сельскохозяйственных рабочих, следуя специальным директивам.
В это время фермеры стараются выиграть время, оттягивая созревание урожая с начала мая на начало июня. Например, производители клубники проветривают парники и убирают покрытие, понижая температуру и замедляя созревание. Они также надеются, что студенты, беженцы, новые безработные и другие люди — все те, кого министр сельского хозяйства Франции Дидье Гийом называет «теневой армией» рабочих — будут стекаться из городов в сельскую местность для спасения урожая.
Однако потенциальные работники могут столкнуться с трудностями. Во-первых, сама работа на полях может оказаться слишком тяжелой. Во-вторых, люди опасаются вируса. Тем временем, в департаменте Сена и Марна, к востоку от Парижа, около 70 человек из 5 убежищ для беженцев и мигрантов уже откликнулись на призыв префектуры и помогают собирать ягоды и спаржу. Они будут работать по договору за минимальную заработную оплату. Некоторые защитники прав беженцев обеспокоены «современным рабством». Также сотни людей уже вызвались помочь собрать урожай спаржи в Бранденбурге, рядом с Берлином.
Источник: TheGuardian