На наш взгляд, данная инициатива является очень спорной и противоречивой, это излишне в текущей ситуации. Да, для пищевого бизнеса (как производства, так и ритейла) это действительно возможность поддержать сокращающийся потребительский спрос и стабилизировать его в период резкого падения доходов населения, в том числе в результате закрытия предприятий и роста безработицы.
Против есть две причины — политическая и экономическая. Политическая причина связана с тем, что продталоны в сознании граждан ассоциируются с худшими периодами СССР и дефицитом продуктов питания. Соответственно, возврат продовольственных талонов может быть воспринят широкими слоями населения как неспособность государства исполнить свои обязательства по обеспечению стабильности и сохранению уровня жизни. Экономическая же причина связана с тем, что данная мера потребует резко перетянуть из уже распределенного бюджета на 2020 год существенные ресурсы или же ввести дополнительные налоги и сборы. При этом введение продовольственных карточек не позволит решить ни государству, ни бизнесу текущие тактические и стратегические задачи по стабилизации экономической и социальной ситуации и не внесет существенных улучшений в жизнь граждан.
Если же предположить, что инициатива будет поддержана, то для ее реализации, с учетом текущего курса нацвалюты и коронавирусного фактора, может потребоваться сумма свыше 700 млрд рублей (ранее Минпромторг планировал до 300 млрд руб.). Это обусловлено тем, что помимо прямых факторов, определяющих необходимую сумму, таких как рост стоимости продуктов питания по объективным причинам, рост числа безработных и людей с сократившимися доходами, есть еще и необходимость в соответствующей инфраструктуре, а именно — создание и выпуск определенных карт, решение проблемы определения и распределения данных карт среди населения, урегулирование проблем с взаиморасчетами между участниками данной системы.
Огромным вопросам будет являться именно определение категорий граждан, которым будут выдаваться эти талоны. К примеру, если исходить из того, что они будут выдаваться только безработным, студентам, пенсионерам, многодетным семьям и лицам с доходом ниже определенного уровня, то число получателей может быть в районе 70 млн человек.
При этом остается открытым вопрос, каким образом профинансировать данную инициативу, кто будет конечным плательщиком? Ввод дополнительных налогов и сборов для бизнеса в период нестабильности ухудшит и без того непростую ситуацию и создаст еще большее число безработных и тех, у кого сократился доход. Ввод дополнительных сборов для населения, у которого снижаются доходы — тоже тяжелая и непопулярная мера. Равно как и финансирование программы из бюджета в ущерб другим проектам.
По мнению наших клиентов из сфер пищевого производства и ритейла, результативность данной меры в части стимулирования покупательского спроса и эффективность в качестве меры поддержки будет зависеть именно от ее реализации. Основными факторами как раз станет определение категорий граждан, которым будут положены продуктовые талоны, а также расчет суммы продуктовой корзины, выделяемой на человека. Именно это позволит людям стабильно покупать те или иные продукты питания. Таким образом, данная инициатива может быть эффективной для пищевого сектора, однако ее внедрение может быть болезненным, дорогостоящим и трудоемким.