От продовольственных карточек не будет никакого результата, кроме траты бюджетных средств
Дмитрий Трифонов
Коммерческий директор исследовательского агентства «Новые Технологии»

Я негативно отношусь к данной инициативе, ввиду отсутствия в ней четко проработанной механики предоставления компенсаций. Учитывая оперативность развития ситуации с коронавирусом, меры, которые следует предпринять, в первую очередь должны быть реализуемыми. Для этого необходим детальный план реализации, то есть кто будет выдавать карточки, где, какое ведомство будет за это отвечать. Такого рода проработки требуют длительного времени и согласований, а учитывая, что карантин сойдет на нет к июню, запуск данной инициативы не реализуем.

Если говорить про сложную ситуацию групп граждан, которые нуждаются в той или иной поддержке, то, по нашей информации, уже существует и реализуется помощь многодетным малообеспеченным семьям посредством распределения продовольственных наборов через школы. Инициатива была реализована, по нашей оценке, достаточно качественно, потому что это была действительно целевая помощь для данной группы граждан. Если говорить о других группах, которые потенциально могут находиться в зоне риска, то в первую очередь их нужно выявить и, уже исходя из проблемы, предлагать конкретное решение.

Иными словами, это абсолютно не целевая программа, кроме того, что из бюджета потратят 10 млрд рублей, никакого результата от нее не будет. По данным Росстата, у нас порядка 20% людей официально не трудоустроены и автоматически попадают в те или иные группы малообеспеченных людей. Фактически же они не находятся в такой критической ситуации, которая требует обеспечивать их продовольственными наборами. Соответственно, для эскалации напряженности, которая может быть вызвана наличием определенного количества людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, тут надо уточнить, что мы под этим подразумеваем — человек снимал недвижимость, работал, у него могут быть дети или иждивенцы. Сейчас, поскольку работа заморожена, человек оказывается по-настоящему в тяжелой ситуации — с такими гражданами необходимо работать точечно. Есть много механизмов социальной адресной поддержки. Это можно организовать через банки, куда человек обращается за ссудой или кредитом — то есть через работающие механизмы. Поскольку это будет по запросам, количество людей будет значительно меньше, чем 10 млн, которым просто так нужно выделить помощь. Механика могла быть достаточно простой, необходимо определить список требований по тому, что считается критичным в такой ситуации, например, если человек потерял работу и у него есть документ, подтверждающий это, и нет возможности встать на биржу труда и т.д. Касательно биржи труда — что с ней происходит сейчас? Если она функционирует — у нас есть социальная программа для таких граждан, и зачем тогда скидывать деньги в никуда.

За данной инициативой прослеживается явное лоббирование интересов производителей социально значимых товаров, и так достаточно хорошо заработавших на ажиотажном спросе, который был дополнительно подогрет в интернете. Понятно, что их ожидает снижение продаж. Это предсказуемо, потому что из всех товаров, которые мы относим к корзине, часть – это товары не импульсного спроса, т.е. их потребляют в определенных количествах. По факту, запасы продуктов у всех есть, о чем свидетельствуют те объемы продаж, которые были по данным марта. Как я уже сказал, нужно выявить группы граждан, которые находятся совсем в тяжелом положении и оказывать им адресную поддержку. А в заявлении виден явный интерес производителей, написавших письмо — оно не имеет никакого соотношения с интересами тех людей, которые действительно находятся в трудной ситуации.

Я считаю, что на данный момент основные группы людей, которые испытывают финансовые трудности – это те люди, которые живут в съемном жилье. Если речь идет о 800 млрд рублей, то правильнее было бы направить их на социальное жилье для тех, кто сейчас из-за сложной ситуацией с работой его теряет. Это меня больше пугает, потому что люди, которые останутся на улице – потенциальные мародеры. Задача государства сейчас обеспечить социальную стабильность, потому что если начнутся бунты и грабежи, лучше никому не будет. В целях решения этой проблемы, нужно продумать меры урегулирования.

Мигрантов нужно вывозить, поскольку содержать этих людей за счет государства и не давать им работать не разумно с точки зрения криминогенной обстановки – это проблема номер один. Вторая – наши сограждане, которые оказались в тяжелой ситуации, их основные трудности – где спать и что есть. Говоря про последнее, никто не отменял бесплатную раздачу еды. Я могу сказать, что очередей там все равно не будет, потому что на данный момент нет настолько острой экономической ситуации как в 90-х, когда действительно нечего было есть, и дефолта 1998 года, когда на зарплату ничего нельзя было купить. Сейчас такой критической ситуации даже близко нет. Нужны меры точечной поддержки и новые места в фирмах, больше ничего изобретать не надо.

По логике, выдача продуктовых карт окажет отрицательный эффект на покупательский спрос. Не прописана механика формирования корзин. Если в нее будут входить избранные производители, рынок наводнится левыми товарами. До конечных потребителей дойдет только часть, а основная доля товара будет выводиться по левым схемам на оптовых рынках с низкими ценами. Это, в свою очередь, негативно отразится на тех производителях, которые в этой акции не участвуют. Для них сложится крайне не конкурентная ситуация, а поскольку в списки попадают самые жизнеспособные – это повлечет за собой банкротства ряда производителей, что может привести к сокращению ассортимента. Понятно, что произойдет это с запозданием, но в конечном итоге может вызвать рост цен на тот ассортимент, который не входил в этот список.

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь