Опасаетесь ли вы падения объемов закупок продуктов из-за возможного закрытия предприятий общепита?
Поставки уже закрыты. Вопрос только в том, сколько ресторанов/ПОП откроются вообще? Звучат цифры — до 90% будут закрыты... И это может означать лишь одно — поставщики и производители тоже «прикроются» — по цепочке. Для HoReCa ситуация критическая. Доставка их не спасет. Их поставщики уже ищут способы освоения других каналов сбыта, но их очень мало.... С другой стороны, это неминуемо даст толчок к объединениям, кооперативным формам сотрудничества.
Можете дать оптимистичный и пессимистичный прогноз?
Поставщики и производители однозначно поредеют — общепит будет подниматься весьма медленно. Если судить по действиям властей, на общепит «махнули рукой»: в приоритете строительство (как двигатель реанимации) и контроль за развитием заболевания. На этот «алтарь» положат общепит, туризм, спортивные и увеселительные мероприятия.
Готовы ли поставщики менять условия для общепита, например, поставлять продукты в долг или по сниженным ценам?
Сегодня фермеры на Юге России запахивают урожай — так дешевле, чем собирать его и увеличивать свои расходы и убытки... Так что в долг работать — бессмысленно, это не эффективная кризисная бизнес-модель! Гораздо важнее искать альтернативные каналы сбыта, готовиться к трансформации общепита на 2021 год. Текущий год для производителей и поставщиков можно списывать в расход или убытки. Никакого экономического смысла работать на отсрочку или по сниженным ценам нет! Пытаться заместить других поставщиков/производителей на рынке, выдавив их — какой резон? В конце концов, общепит будет закупаться в ритейле или у поставщиков ритейла: для них HoReCa — небольшой канал сбыта, менее 5% от оборота, такие поставки — небольшой риск с неплохими возможностями... Так что поставщикам и производителям общепита стоит обратить внимание на коллаборацию (как это сейчас можно говорить в ритейле) с поставщиками ритейла. Там для них есть новые возможности.