Бум растительного мяса – это реальность скорее зарубежная, чем российская
Валерия Минчичова
к.э.н., доцент Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета

Валерия Минчичова, доцент Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук назвала преимущества растительного мяса перед животным, учитывая, что рынок реагирует на пандемию коронавируса и связанные с ней изменения спроса и производства.

Прежде всего, следует отметить, что растительное мясо в России практически не применяется. В отличии, к примеру, от США, где компания Impossible Foods — лидер индустрии мясозаменителей — смогла пролоббировать продажи бургера из искусственного мяса во всех точках Burger King в США еще в 2019 году. Поэтому бум растительного мяса – это реальность скорее зарубежная, чем российская.

Заменители мяса стали более популярными в последние месяцы. Так, уже в апреле продажи субститутов мяса в США составили 200% от объема продаж апреля 2019 года (по данным дата-группы Nielsen). Для сравнения объем продаж настоящего мяса в США вырос в апреле 2020 года на 30% по сравнению с апрелем 2019-го (по данным Financial Times). И уже с мая многие производства закрываются, снижая производство на 15-30%. Причиной этого является пандемия коронавируса COVID-19 и ее последствия: карантин и приостановка промышленного производства.

Во-первых, производство растительного мяса — более позднее изобретение, чем традиционная мясная фабрика. А это значит, что оно изначально более автоматизировано и меньше зависит от фактора труда и наличия работников на производстве. Таких производств просто нужно меньше.

Во-вторых, из-за закрытия части ферм и мясных производств предложение традиционного мяса сократится. А теория спроса и предложения однозначно говорит о том, что при сокращении предложения и сохранении спроса цена будет расти. При этом если растительное мясо сохранит свою стоимость, то очевидно его будут покупать больше из-за низкой цены.

В-третьих, закрываются и фермы. А значит, мясные продукты не из чего делать. И это вновь означает рост цен на мясные полуфабрикаты и сырое мясо в магазинах. Прибавим к этому снизившийся платежеспособный спрос населения из-за невозможности работать. Вновь получаем преимущества для растительного мяса.

В-четвертых, продолжается дискуссия о пользе растительного мяса по сравнению с настоящим. Кстати, польза эта тоже спорная, но это тема для отдельного разговора. Сейчас на фоне заботы о здоровье, хайпа иммуностимулирования продвинутая молодежь поспешит покупать «полезную» веганскую еду, подсаживая на это и своих более старших родителей.

В-пятых, в инфопространство США вброшены сообщения о нехватке мяса для обычных потребителей. А такие сообщения провоцируют краткосрочный, а иногда и среднесрочный всплеск интереса к продукту. Все мы помним резкий скачок цен на гречку, макароны в марте, лимоны и имбирь — в апреле в России. Как резко они поднялись, так же резко и спали.

В-шестых, рестораны и кафе сильно пострадали от падения спроса. И они будут удерживать своих клиентов любыми способами: промоакциями, обеденными предложениями, доставкой, подарками к заказу и прочим. Среди таких способов есть и появление диковинных новинок. А разве безмясная котлета или безмясной стейк не привлекут внимание?

Выходит, что интерес к растительному мясу и возросший на него спрос мотивированы не только сезонными явлениями, но и вполне экономическими причинами. И в основе всего этого все равно есть один повод — распространение пандемии коронавируса. И кто знает, если в России появятся серьезные производители растительного мяса, не передастся ли эта тенденция на наш рынок пищевой продукции?

Некоторые люди действительно всерьез говорят о замене традиционного животного белка растительными аналогами или белком насекомых. Однако пока очевидно, что это вопрос не ближайшей пятилетки.

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь