Депутат Госдумы Василий Власов выступил с инициативой выплачивать нашедшим в магазине просроченные продукты гражданам часть штрафа, наложенного на продавца.
Консультант по пищевым производствам в ритейле и HoReCaАнатолий Фомин считает, что это будет стимулировать ритейлеров тщательнее следить за сроками реализации, хотя скорее всего они начнут выбирать продукты с более длительными сроками годности.
Оставляя за рамками политическую составляющую и актуальность для покупателей соблюдения пищевой безопасности всеми участниками цепи товародвижения, посмотрим на механику процедуры и последствия (в случае успеха) этой инициативы.
Сразу надо отметить, что существует прослойка покупателей, кто из этой деятельности уже извлекает дивиденды: они «барражируют» по местам торговли и «терроризируют» розничные точки своими находками. Но, как правило, эти путешествия они осуществляют только в сетевой рознице – там, где есть привязка к местности и публичность в эфире, где есть юридические отделы и инспекции Роспотребнадзор. А если есть угроза штрафа, то появляется и досудебное разрешение конфликта. Что и является целью «Робин Фудов».
Во всех остальных местах (рынки, ярмарки и несетевая розница) деятельность «Робин Фудов» (мой термин) – отсутствует! Причины прозаичны – там ничего не получить и не найти никакой управы на нерадивых торговцев. А значит, нет никакой возможности наживы.
Обнаружение просрочки – процесс, требующий определенной ловкости, внимательности и документальной грамотности. Конечно, помощь покупателей для ритейлеров имеет небольшую ценность — убирает с полки продукцию, которую продавец просмотрел в процессе мониторинга. Что имеет банальное объяснение: для контроля над ценами ритейл постоянно работает над снижением издержек, где львиная доля — это ФОТ работников магазинов.
При обнаружении просрочки – в случае внедрения инициативы – встает несколько вопросов. Кто будет оформлять факт просрочки? Без грамотного оформления ритейлер запросто сможет поставить под сомнение правомерность процедуры. Юристы будут вынуждены «обставить» процедуру таким количеством документов, что обнаруживший пожалеет о том, что нашел просрочку. Но из-за рисков ритейлеры еще больше внимания будут уделять срокам реализации. Возможно, эта инициатива ускорит внедрение каких-то устройств, автоматически отслеживающих сроки реализации продукта (RFID-метки). А это точно отразится на кошельке покупателя.
Но скорее всего, произойдет «вымывание» из ассортимента магазина продуктов, способствующих формированию таких случаев и штрафов. Как? Есть два пути, и они оба будут против покупателей. Первый: ритейлеры уберут из матрицы магазина фреш (молочка, мясо птицы и мясная гастрономия, кулинарная продукция) – т.е. продукты, у которых срок реализации меньше 10 суток. Потому что сети не умеют работать с нежными продуктами. Второй: производители начнут выпускать продукцию с бОльшими сроками реализации, например, молоко – только свыше 10 суток.
Где будут все эти свежие продукты? Да там, где и сейчас нет никакого контроля – на рынках, ярмарках, несетевой розницы. Мы уже покупаем овощи-фрукты в небольших лавках, там чуть дороже, но точно свежее. Так что размежевание фактически уже состоялось. Насколько это удобно для покупателя – судить самим покупателям. Я же просто нарисовал будущее торговли при внедрении такой инициативы.