21 октября 2015 в 10:46
В молочной отрасли накопился целый спектр фундаментальных проблем, без решения которых ее быстрый рост просто невозможен
Марина Петрова
Заместитель Председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК, генеральный директор «Petrova Five Consulting»

Заместитель главы ФАС Андрей Цыганов заявил, что организация выступает против регулирования стоимости на молоко и молочную продукцию. Он добавил, что служба должна до конца текущего года предоставить отчет о динамике цен на эти товары президенту Владимиру Путину.

Почему у государства нет достаточных оснований, чтобы регулировать стоимость молока? Почему на данный момент это невозможно?

Стоит сказать, что в России существует не плановая, а рыночная экономика, и государство не должно прямо вмешиваться в процесс ценообразования. Кроме того, ограничительные меры борьбы с ростом цен на молоко малоэффективны. Мы неоднократно наблюдали попытки ценового ограничения на смежных рынках, которые приводили к краткосрочному результату, но уже через 2-3 месяца наступал дефицит, что способствовало очередному витку цен, но только не плавному, а резкому.

Если и возможно зафиксировать цены на часть базовых молочных продуктов, то невозможно сдерживать цены на молочные продукты в целом. Но стоит признать, что сдерживание цен даже на отдельные виды продукции уже через квартал приведет к еще большему росту цен на остальную линейку.

Какие меры, на ваш взгляд, могли бы вывести отрасль из сложившейся критической ситуации?

Очевидно, что в молочной отрасли накопился целый спектр фундаментальных проблем, без решения которых ее быстрый рост просто невозможен. И в первую очередь, необходимо осознание, что существуют серьезные и структурные проблемы, которые невозможно решить оперативно, на восстановление отрасли потребуется более 5-7 лет. Также необходима объективная статистика по поголовью КРС во всех категориях хозяйств и производству молока, которая даст представление о реальной ситуации в стране. И нужно перестать поверхностно решать проблемы, необходимо определять и устранять первопричины!

Следующий шаг - создание комплексной программы развития молочной отрасли, рассчитанной на 10-15 лет, дающей понимание участникам рынка, в каком направлении двигаться - необходимо определить ключевые показатели эффективности и обеспечить четкий контроль их выполнения. Приоритетом в программе должно быть увеличение производства товарного молока, а для этого необходимо работать в двух направлениях: во-первых, увеличивать поголовье КРС (посредством закупки или селекции), а во-вторых - повышать его продуктивность. Но для того, чтобы это сделать, необходим комплекс мер, обеспечивающих развитие других составляющих (производство кормов, оборудования, упаковки). Развитие этих направлений в России может стать локомотивом развития смежных отраслей.

Молочной отрасли нужна мощная государственная поддержка в виде субсидий, но долгосрочная, регулярная и своевременная, т.к. для сельского хозяйства неприемлемы нерегулярные виды поддержки.

Является ли продуктовое эмбарго основной причиной увеличения производства молочной продукции? Какова доля фальсификата?

Эмбарго является лишь одним из факторов роста, и правильнее говорить, скорее, о перераспределении производства. Несмотря на то, что в целом производство молока за 7 месяцев 2015 года сократилось на 0,4%, в ряде высокодоходных сегментов, таких как сыр, наблюдается рост производства. Так, согласно данным Росстата, в 1 полугодии 2015 года производство сыра в России выросло на 29%, при этом в отдельных сегментах рост составлял 48% (твердые сыры).

Говоря о реальных причинах увеличения производства, стоит, скорее, сказать о падении курса рубля и снижении доходов населения, увеличивших спрос на дешевые молочные продукты, в первую очередь, отечественные. При резком падении валюты, даже без продуктового эмбарго, спрос на импортные молочные продукты все равно бы сократился. Конечно, эмбарго – это был шанс для российских производителей нарастить объемы производства и улучшить свои позиции на рынке, однако, при дефиците молока-сырья и с учетом того, что время идет, а принципиальных изменений не наблюдается, эта возможность осталась скорее виртуальной.

Именно поэтому сейчас возросла доля фальсифицированной продукции – потребительский спрос нацелен на дешевую молочную продукцию, удовлетворить который при дефиците и высокой стоимости молока-сырья производители не в состоянии. В прессе сегодня озвучиваются самые разные данные по доле фальсифицированной продукции. В некоторых заявлениях она доходит до 80%, однако, я думаю, что это вопрос выборки и результатов ее экстраполяции. Большая часть участников рынка сходятся во мнении, что доля фальсификата сейчас не превышает 30%.

Какие еще факторы повлияли на динамику роста?

Рост производства наблюдается в сегментах сыра и творога – и этот факт связан с ограничением поставок. Так, до введения эмбарго порядка 50% сыров и 20% творога были импортными. Однако, к сожалению, полного импортозамещения не произошло в связи с тем, что достаточно качественную и недорогую продукцию предложили производители Республики Беларусь. Так как российские производители работают в сегментах «средний» и «средний минус», снижение доходов покупателей также привело к росту спроса на отечественные продукты.

Как оцениваете нынешнюю ситуацию с введением жестких мер по отношению к пальмовому маслу?

Конечно, борьба с фальсифицированной продукцией – важный вопрос, так как производители фальсификата не только производят некачественную продукцию и вводят в заблуждение потребителей. С ними не могут конкурировать производители качественной продукции - они терпят убытки или вынуждены сворачивать производство. Я целиком поддерживаю проводимые мероприятия, однако, только борьбы с фальсификатом недостаточно, да и она не будет успешной в силу того, что фальсификат развивается в ситуации, когда потребитель ищет очень дешевый продукт. А для того, чтобы производить качественные и недорогие молочные продукты, требуется увеличение производства молока-сырья. На сегодняшний день в России самое дорогое молоко не самого хорошего качества. Поэтому мы сейчас можем продолжать бороться с фальсификатом, но для обеспечения наших потребителей доступными молочными продуктами в достаточном объеме потребуется значительное увеличение и конечно удешевление молока-сырья. Отрасли нужен комплексный подход к решению этой проблемы.

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь