6 сентября 2016 в 15:38
Заниматься медом очень выгодно, ведь это настоящий рынок здоровья
Раиль Хисматуллин
Президент группы предприятий «Тенториум», Пермский край

– Расскажите историю становления агрокомплекса.

– «Тенториум» – предприятие, перерабатывающее сельскохозяйственную продукцию. В 1990 году на базе пермского фарминститута мы начали эту деятельность. В вопросах развития пчеловодства всегда тесно взаимодействовали с министерством сельского хозяйства. Первый бизнес-план по агрофраншизе был написан именно в нашей компании. Он стал своеобразным образцом для последующих бизнес-планов малого бизнеса на самые разные направления – от кроликов и свиней до экзотичных страусов и маралов. Первоначально мы создали пасеки медово товарного направления, колодные тачки – так на пчеловодческом сленге называют небольшие пасеки. Это произошло на одном из кордонов Вишерского природного заповедника – Шумихинском роднике села Казанка в Оханском районе Пермского края, на базе «Осиновое озеро» у подножия заказника Спасская гора, рядом с Кунгурской ледяной пещерой, а также недалеко от музея деревянного зодчества «Хохловка».

Самая большая наша племенная пасека, Медвежья поляна, расположена вблизи садового товарищества Алёшиха. На ней содержится порядка 500 ульев. С 2012 она зарегистрирована как племенной репродуктор пакетно-разведенческого направления. Здесь же располагается сейчас и лаборатория искусственного осеменения пчелиных маток.

Животноводческое направление было запущено два года назад. Разведение племенных овец романовской породы, племенное поголовье перепелок – это уже развивающиеся направления. Два года мы осваиваем и заготовительную деятельность. Заготпункт принимает травы, коренья, грибы и другие дары леса и лугов. Надеемся запустить эту деятельность масштабно. В первый год удалось закупить у населения около 1,5 тонны продукции, в 2016 заготовлено уже более 10 тонн. Весной впервые попробовали и заготовку березового сока. Бизнес-план рассчитываем написать после переработки и реализации продукции на основе этого сырья. Чтобы были ориентиры для предпринимателей, которые захотят заниматься этим же бизнесом. Мы рассчитываем предлагать всем заинтересованным людям поэтапный план развития дела через минсельхоз. Выгодно, что на начальном этапе каких-то больших финансовых вложений в развитие заготпункта не потребуется.

В продолжение животноводческого направления планируем с весны 2017 закупить племенных коз. Задача – начать производить козий сыр. Часть продукции сегодня идёт на наш курорт «Тенториум SPA», на собственные нужны сотрудников компании и на переработку на завод Tentorium-Ruland – мы выпускаем функциональное питание и готовим к запуску натуральную косметику, производство которой откроем в октябре.

– Когда же был открыт агрокомплекс?

– Начало ему было положено именно с пасек в 1988 году, а более интенсивное развитие пошло с 2012 года с регистрации пасеки «Медвежья поляна» как племенного репродуктора среднерусских пчёл. Средства вкладывала группа предприятий «Тенториум». В 2015 были получены субсидии на овец и перепелок. А репродуктор получает дотации на каждую пчелосемью уже на протяжении трёх лет.

– Если не секрет, каков оборот выручки агрокомплекса?

– Секретов у нас нет. Говорить о агровыручке серьезно – рано. Нужно пока финансировать развитие этого направления!

– Насколько рентабельно сегодня заниматься пчеловодством?

– Это более чем выгодно! Настоящий мёд – это же рынок здоровья! В России есть все условия для занятий пчеловодством. Русь исторически славилась медами. Но сегодня мы только мечтаем о развитии повсеместного промышленного пчеловодства – основанного на современных технологиях, автоматизации, компьютеризации и гибко реагирующего на климатические условия и конъюнктуру рынка.

– Какую продукцию вы выпускаете и почему?

– Основа нашей классической серии – функциональное питание на основе продукции пчеловодства и пищевых и целебных трав. Есть и несколько добавок к пище. Активно развиваем космоцевтику – натуральную косметику. А выпускаем, потому что уверен: рынок здоровья абсолютно бесконечен и всегда востребован. «Тенториум» давно стал синонимом качества, и мы уверены в своём будущем.

– Расскажите об оборудовании. Какое предпочитаете – отечественное или импортное?

– Переработка продукции из улья не так проста, как кажется. Думаю, увидеть нефтепровод или газопровод не сложно. А видели ли вы когда-нибудь прополисопровод? А медопровод? На нашем заводе километры труб! Оборудование изготовлено по нашему специальному заказу немецкой инжиниринговой компанией Ruland engineering & consulting. Поэтому и завод носит название Tentorium-Ruland. А наш завод по розливу натуральной минеральной воды работает на оборудовании из Санкт-Петербурга. Предпочитаем использовать оборудование только тех, кто обеспечивает стопроцентное качество.

– Сколько человек задействовано на предприятии?

– В штате группы предприятий больше 500 человек. Сегодня мы используем подход, при котором один специалист может выполнять несколько функций в разных предприятиях группы, чтобы обеспечивать работу без остановок. Это выгодно.

– Случались ли на агрокомплексе чрезвычайные ситуации?

– Всякое бывало. В июле, например, на перепелиную ферму повадился какой-то зверёк. Откусывал головы птицам. За один набег погубил как-то 17 перепелок-несушек. Чтобы защититься от непрошенных визитеров мы приобрели двух хорьков. Они живут теперь в клетке в птичнике, и ядрёный запах, который они источают, отпугнул грабителей. Ласка это была, крыса или горностай – неизвестно. Но гибнуть птицы перестали.

Наша колодная пасека Шумихинская полюбилась медведю. Он порушил 23 улья-колоды. Пока всё не съел... Не боится нынче медведь ни запаха бензина, ни пороха. В общем, где медведи живут, пчеловодство ой, как затруднено!

А в этом году во время строительных работ на агрокомплексе мы нашли остатки холодного оружия. Показали специалистам-историкам. Оказалось, это шашка времён Пугачёвского восстания. В общем, много интересного происходит в мире сельского хозяйства.

– А какова главная проблема современного агробизнеса?

– В агробизнесе беспокоит то, что часть земель, зачастую самая удобная для возделывания, многие годы находится в запустении. Зарастает лесом. Куплена эта земля впрок кем-то и выведена из оборота. Те, кто хочет на земле работать, или вынуждены покупать такую землю по завышенной цене или осваивают дальние участки – зачастую не самые пригодные для земледелия. Активнее государству нужно эту проблему решать!

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь