15 ноября 2017 в 15:29
Из-за снижения потребительского спроса острый дефицит ряда молочных продуктов не так ощутим
Марина Петрова
Заместитель Председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК, генеральный директор «Petrova Five Consulting»

Как вы оцениваете высказывание министра Александра Ткачева о том, что через 5 лет господдержка молочной отрасли может быть отменена?

Мировая практика показывает, что молочная отрасль и АПК в целом могут развиваться только в условиях сбалансированной господдержки. Молочная отрасль России более 20 лет не получает достаточного финансирования, я считаю, что накопившиеся за этот период проблемы можно решить только с помощью комплексного подхода.Господдержка должна быть направлена на решение ключевых задач, а именно: увеличение объемов молока; развитие культуры потребления с помощью экономических инструментов и за счет таких программ, как «Школьное молоко»; предотвращение резких ценовых изменений; снижение себестоимости за счет эффекта масштаба, а также развития инструментов поддержки производства отечественных ингредиентов и оборудования. Решение этих задач требует многофакторного анализа и целостной схемы поддержки, а также контроля ключевых показателей.

Достаточен ли текущий уровень господдержки молочников?

К сожалению, недофинансирование в течение последних 25 лет негативно сказалось на состоянии и показателях молочной отрасли. Из-за этого объем потребления молочных продуктов на душу населения на 40% ниже медицинской нормы. Российский производитель находится сегодня в неравных условиях по сравнению с европейскими и американскими коллегами. Общие ставки кредитования отрасли составляют более 13%, а льготное кредитование на уровне 5% предоставляется лишь небольшому количеству предприятий. Кроме того, в большинстве развитых стран существует комплекс мероприятий, которые позволяют нивелировать цены на сырое молоко и удерживать их в определенном диапазоне, что дает гарантию покрытия всех затрат производителя, предотвращает ценовой рост и защищает производителей молока. В ряде стран также предусмотрено квотирование, а экспорт поддерживается снижением пошлины. Россия после вступления в ВТО не может защитить себя квотированием или поддержкой экспорта молочных продуктов.

На сегодняшний день важно понимать, что в России отсутствует долгосрочная стратегия развития молочной отрасли, которая бы учитывала все внешние и внутренние факторы, в том числе, экономическую составляющую, санкции и ограничения после вступления нашей страны в ВТО.

Сегодня, в период кризиса, необходимо принять меры по поддержке малоимущих граждан, социально незащищенных слоев населения и детей, для которых молоко и молочные продукты являются необходимыми для здоровья. К сожалению, пока не наблюдается понимания важности здорового питания населения и его влияния на продолжительность жизни, что является актуальной проблемой для нашей страны в связи со сложной демографической ситуацией.

В каком состоянии на сегодняшний день находится молочная отрасль??

Молочная отрасль сегодня находится в состоянии экстремального снижения потребительского спроса, именно поэтому острый дефицит ряда молочных продуктов не так ощутим. Но несмотря на это мы постоянно слышим о нехватке качественных сыров, сопоставимых по уровню и стандартам с ранее поставлявшимися из ЕС.

Особое внимание необходимо уделить зависимости от импорта биржевых позиций сухого молока и сухой сыворотки, доля поставок которых составляет 50%. Именно эти ингредиенты широко используются не только в молочной продукции, но и при производстве хлебобулочных и кондитерских изделий. Кроме того, даже при условии закрытых границ и сниженного спроса, зависимость от импорта молокоемких продуктов (сливочное масло, сыр) составляет порядка 30%.Также необходимо учесть, что при восстановлении спроса на молочные продукты в России возрастет спрос именно на качественные, дорогие и брендированные продукты. Российским производителям важно сегодня работать в нескольких направлениях: качественное молоко-сырье, качественный продукт и современная упаковка. Также важно проводить работу по снижению себестоимости производимой продукции для того, чтобы быть конкурентными в тот момент, когда границы поставок будут открыты. Кроме того, для развития экспорта продукции на мировом рынке цена играет ключевую роль.

Стоит признать, что за 3 года действия эмбарго российские производители так и не научились выстраивать коммуникацию с конечным потребителем, зачастую недооценивая основные маркетинговые инструменты. А сегодня как никогда важно выстраивать диалог с молодым поколением, которое появилось на свет после 1991 года и юность которого пришлась на период развития экономики страны. Именно это поколение в ближайшее время составит основной сегмент платежеспособного населения.

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь