Человечество вряд ли когда-нибудь закончит борьбу с фальсификатом и некачественными продуктами. Когда во главу угла ставят прибыль, снижение затрат на любом этапе приветствуется бурными аплодисментами. Но эта борьба все же не останавливается. В России в июле 2018 года ввели в действие систему электронной ветсертификации животноводческой продукции «Меркурий». По данным Россельхознадзора, она уже помогла снизить количество фальсификата на полках магазинов. 15 июля этого года стартовал эксперимент по маркировке готовой молочной продукции, задача которой заключается в прослеживаемости продукта вплоть до продажи конечному потребителю. Целью всех этих разработок является создание прозрачного рынка, где невозможно будет продать некачественный товар. Или хотя бы предлагать его безнаказанно.
Казалось бы, это выгодно и покупателям, и производителям. Для первых стало нормой изучать этикетку, и «грешат» этим многие: сторонники здорового питания и мамы, выбирающие продукты для своих детей, завсегдатаи спортзалов и просто любители велопрогулок, пенсионеры, заботящиеся о своем здоровье, и подрастающее поколение. Правда, связано это не только с укреплением тренда на здоровый образ жизни. Увы, продукции некачественной или поддельной в магазинах пока еще достаточно.
А с другой стороны прилавка – производители, которые все чаще понимают ценность своей репутации и пытаются ее поддерживать. Они выбирают выгодные для себя стандарты производства, используют добровольные и не очень системы маркировки и радостно рапортуют о положительных итогах проверок, которые проводят всевозможные ведомства.
Их, кстати, сегодня предостаточно. Например, к отслеживанию качества продуктов в России так или иначе причастны Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росздравнадзор, Роскачество, «Росконтроль», ЦРПТ, Росстандарт. На разных этапах, с разными полномочиями и – разными итогами. Да и границы между ними для многих размыты. Ожидаемо, что и уровень доверия к этим организациям колеблется от нуля до ста процентов.
В последнее время производители часто предъявляют претензии к «Росконтролю». Кто-то заявляет о нарушении правил отбора образцов, кто-то о попытке продать право размещать на товарах знак качества «Росконтроля», кто-то не согласен с попаданием в черный список как нарушителя.
Действия этой организации в ноябре 2018 года привлекли внимание «коллеги», Роспотребнадзора. Ведомство через редакцию «Комсомольской правды» призвало осторожнее относиться к результатам проверок «Росконтроля». Хитрость заключается в использовании сокращения «рос» в названии организации, от имени которой результаты исследований и публикуются на сайте. Делать это организациям без официального разрешения Минюста запрещено. Но название «Росконтроль» – это аббревиатура ЗАО «Руководящий орган системы контроля», которому суд не выдавал предписания изменить название. Именно приставка «рос» зачастую воспринимается как сигнал о надежности. К тому же он находится на поверхности, считать его легко. А вот тратить время на изучение того, кто и для чего создал структуру, как организован сбор образцов, их хранение, передача экспертам и сама лабораторная экспертиза, готовы далеко не все потребители. Они уже тратят его на изучение этикеток.
Кстати, недавно на сайте издания «Росконтроль» появилось упоминание некоего Экспертного центра Всероссийского союза потребителей «Росконтроль». В названии общественной организации произошли изменения – сейчас полное название Региональная Общественная Организация Защиты прав потребителей «Союз потребителей Р.О.С.Контроль» (РОО ЗПП «Союз потребителей Р.О.С.Контроль»). При данной организации образован Экспертный центр, который в свою очередь, организовывает экспертизу товаров, сообщили AGRO.RU в службе коммуникаций «Росконтроль». Сетевое издание «Росконтроль» (росконтроль.рф, ЭЛ № ФС 77-76058) существует с 2012 года и название не меняло.
Вопрос о псевдоэкспертах и недобросовестных организациях, проводящих экспертизу пищевых продуктов, затрагивали и в Госдуме. Присутствовавшая на заседании руководитель управления контроля качества и стандартизации Группы «Черкизово» Елена Агеева назвала три ведомства, которые действуют в рамках правового поля: Роспотребнадзор, Россельхознадзор и Роскачество. Несмотря на недоверие и производителей, и властей, «Росконтроль» продолжает проводить исследования и публиковать отчеты наряду с другими службами, а в СМИ периодически появляются сообщения о его новых проверках.
В Международной ассоциации «Антиконтрафакт» также доверяют Роскачеству. Как сообщил ведущий специалист ассоциации Ислам Течиев, результаты проводимых специалистами Роскачества исследований активно используются в профильной среде как государственными органами исполнительной власти, так и общественными организациями, основной целью которых является борьба с контрафактом в России.
Автономная некоммерческая организация «Российская система качества» (Роскачество) была учреждена распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года №780-р. На сайте организации указано, что ее цели – проведение независимого исследования качества товаров, представленных на полках российских магазинов, и выдача лучшим отечественным товарам российского Знака качества.
Финансирование государством Течиев называет «гарантом неподкупности и непредвзятости организации». «У Роскачества не может быть финансовых спонсоров, которые, в теории, могли бы быть заинтересованы в подкупе и подлоге», - отмечает эксперт.
Однако и Роскачество порой сталкивается с претензиями. Недавно сеть ресторанов быстрого питания McDonald's обвинила ведомство в нарушениях при исследовании бургеров. Спецпроект Роскачества «Мясо в бургерах и антибиотики: есть ли повод для опасений?» сообщает, что в бургерах «в наиболее популярных сетях ресторанов быстрого питания» присутствует незначительное (следовое) количество антибиотиков. Испытания проводили в аккредитованных лабораториях, продукция McDonald's закупалась в Центральном, Южном и Сибирском федеральных округах. В McDonald's говорят, что данные о наличии антибиотиков – следствие нарушений при проведении исследования и хранении образцов.
Алексей Мартыненко, основатель, акционер и генеральный директор компании «Умалат» высказался категорично. По его мнению, в России сегодня нельзя верить никаким экспертизам. «Поскольку в настоящее время в РФ пока отсутствует четкий, официально утвержденный на государственном уровне, регламент отбора образцов, результаты тестирования любой организации априори несопоставимы и ненадежны», – считает Мартыненко.
Увы, тотальное недоверие к большинству публикуемых данных – статистических, социологических и пр. – бич нашего общества. Это ставит частные и государственные структуры почти в равные условия в борьбе за доверие населения. У последних есть разве что небольшое преимущество в виде приставки «рос» в названии.
Если вспомнить про пресловутую прибыль как единственный значимый конечный результат любого бизнеса, можно и правда засомневаться в адекватности экспертиз и лабораторий. Верный способ составить свое мнение о правдивости подобных исследований – и найти надежный источник информации, кем бы ни был его автор – очень трудоемкий. Необходимо изучить все существующие организации и понять, кто и чем уполномочен заниматься. Научиться «читать» состав продуктов. Узнать, при какой температуре должно таять настоящее сливочное масло и сколько яиц кладут в хлеб, который не крошится. И сравнить свои знания с выводами экспертов. Конечно, не обойтись и без собственной «экспертизы» на основе домашнего дегустирования. В конце концов, у всех на каком-то этапе формируется личный рейтинг достойных доверия продуктов. Главное, чтобы не приходилось его пересматривать каждые полгода.