16 августа 2019 в 18:33
Фрилансер вполне может выбрать вместо пляжа завалинку деревенского дома
Евгений Курочкин
Создатель и редактор канала «Места моей истории», житель села Александровка Ростовской области
Источник: Фотограф - Татьяна Стаценко

Эта история о том, что в селе необязательно пахать гектары полей и доить стадо коров. Тут можно просто наслаждаться чистым воздухом и иметь свободное время на семью. Так получилось у Евгения Курочкина, его жены и четверых детей. Они перебрались в село Александровка Азовского района Ростовской области из Ростова-на-Дону 4 года назад.

За это время им удалось и быт наладить, и о корнях своей семьи разузнать, и третьего и четвертого малыша родить. Сам Евгений даже начал рассуждать о путях спасения села и сформировал для себя образ «новой деревни».

По сути Курочкины – представители нового вида сельского жителя, который сформировался во многом благодаря нескольким современным реалиям: материнскому капиталу, тренду на здоровый образ жизни и развитости удаленной работы. К слову, Курочкины востребованные специалисты в области маркетинга, занимаются интернет-поддержкой культурных, спортивных и IT-мероприятий, ведут мемориальные проекты. А значит – у них есть стабильный доход, поэтому растить овощи или кур на продажу им нет нужды. Они и не стремятся работать на земле, хотя бы потому, что селу нужны и другие специалисты.

Устраивает ли вас уровень обустроенности: больница, школа, садик, дороги, магазины – как у вас с этим?

Село достаточно большое – даже сейчас здесь живет больше 4000 человек, а когда-то это был районный (волостной) центр – в начале XX века население достигало 10000 человек, с местных мельниц и складов через Порт-Катон приазовская мука и другие продукты земледелия шли на экспорт. В селе сейчас есть больница, школа, детсады, магазины (в том числе сетевые – «Пятёрочка» и «Магнит»). Дороги асфальтированы только в центре, но нам почти не мешает необустроенность нашей улицы на краю села – мы ехали с города в сельскую тишину и покой. Садиков даже несколько, но у нас младшие дети пока дома с мамой. Старшие дети – один перешел уже в пятый класс, дочка в этом году поступает в первый.

Как к «понаехавшим» относятся коренные жители села? Как встретили вас? В Александровке много молодежи?

Местные к нам, по-моему, до сих пор относятся спокойно-настороженно. С одной стороны – резко отрицательного отношения я не встречал, с другой – за своих нас тоже не совсем принимают (это видно в школе, например). Первое время пытались пугать, что здесь плохо – работы нет, газа нет, от города далеко (до Азова 60 км, до Ростова-на-Дону около 100 км). Молодежи много – например, у старшего в параллели два класса, а в этом году, похоже, будет по крайней мере три первых класса.

Согласны ли вы с тем, что село кормит город, да и всю страну? Не потеряет ли эту функцию село, если люди будут приезжать со своей работой?

Полностью согласен, что именно село кормит страну. При этом уверен, что оно только выиграет, если люди будут переселяться в сельскую местность не только для того, чтобы работать на земле. Могу объяснить на своем примере:

1. Наша главная ценность (наряду с нашей землей) – наши дети. В моей семье дети знают уже и сельскую жизнь, и городскую – когда они вырастут, они будут  знать, как живут люди и в городе, и в деревне, и смогут сами выбрать свой путь (возможно, их путь будет связан с землей).

2. По своему роду занятий я связан и с высокими технологиями (работаю через интернет, в течение нескольких лет поддерживал информационно крупный IT-форум в Новосибирске, находясь в селе на юге Ростовской области и т.д.) и считаю, что новое поколение сельской молодежи нужно воспитывать, не только прививая любовь к земле и сельскому труду, но и обучая новым технологиям землепользования. Уже сейчас использование геоинформационных систем, дронов, датчиков и других технологических новинок способно значительно облегчить жизнь сельчан и повысить эффективность их работы. При этом только сельчанин, которому знакомы и традиционные методы агротехники, и новые технологии, способен оценить, как все это гармонично и наиболее эффективно использовать.

3. Вот уже год (находясь здесь, в селе) я занимаюсь, помимо прочего, исследованием истории своей семьи и узнал, что по крайней мере 5 (или 6) из 8 моих прадедов были крестьянами (остальные двое перешли из крестьянства в мещанство в конце XVIII века).    

4. Селу для нормального развития нужны далеко не только хлеборобы и доярки – ему нужны хорошие учителя, врачи, инженеры и представители многих других специальностей. Здесь, в приазовских степях – место найдется и трактористу, и археологу, и поэту.

Правильно ли говорить, что на селе сегодня могут жить только фермеры, которые кормятся сельским хозяйством, и ценители сельской жизни, работающие удаленно в других сферах? К какой категории вы себя относите?

Пока – ближе ко второй категории. Но надеюсь найти своё место в местном сельском сообществе – возможно, в сфере образования. Сейчас пока (на общественных началах) оцифровал две книги местных краеведов «Село Александровка: Страницы истории – Часть 1. Заселение» и «Село у Чумбурки – Часть 1. История возникновения, история храмов, боевое прошлое». Надеюсь, что в таком виде книги прочитает бОльшее количество школьников (и, вполне возможно, захочет узнать больше об истории своей семьи и своего села). Дружим с местной библиотекой – моя дочь, которая в этом году пойдет в первый класс, уже год берет книжки в детской библиотеке (пока на формуляр старшего брата), я хожу во взрослую поселенческую библиотеку.

Мне кажется, что село может спасти какой-то современный вариант земского самоуправления – все равно большую часть благоустройства и создания социальной инфраструктуры на селе делают местными ресурсами. В отдельных случаях (например, на отдаленных хуторах) – возможна даже полностью изолированная система (община) с использованием альтернативных источников энергии (сейчас разрабатывается в т.ч. и законодательная база для того, чтобы малые производители энергии могли в т.ч. продавать излишки энергии в общую сеть), социальной и культурной инфраструктурой, сельхозпроизводством и т.д.  В такой новой деревне «свои» люди из города будут, конечно, особенно востребованы.

Раньше среди удаленных работников было модно уезжать на юга или в азиатские страны и работать у моря. Теперь пляжу может составить конкуренцию завалинка деревенского дома?

Вполне. Она и раньше пользовалась популярностью среди определенных групп фрилансеров. При этом все осознают, что это достаточно трудозатратный путь – кроме работы, возникает необходимость заботиться о своем доме, участке, хозяйстве. Поэтому чаще такие люди объединяются в компании и образуют экопоселения, в которых большая часть участников – единомышленники.

Материнский капитал тоже довольно часто присутствует в рассказах переехавших в село. И почти всегда переезжают уже семьей, к тому же многодетной. Связано ли это с тем, что дети в деревне всегда были помощниками, в одиночку выжить очень сложно? Вы рассчитываете, что ваши дети останутся в Александровке на всю жизнь?

Сложно, и дети нам помогают по хозяйству (по мере своих сил). В деревне они раньше привыкают к труду, осознают свою значимость для семьи. Честно говоря, я не знаю, как повернется жизнь моих детей, когда они вырастут. Мы просто растим их, учим, воспитываем и надеемся, что они найдут свое место в жизни (вполне возможно, что и в селе). С другой стороны, это – именно наша история. Достаточно много примеров, когда многодетные семьи переезжают в село, так как купить жилье в городе нет совсем никакой возможности, а в селе к тому же можно прокормить себя и детей огородом.

Вы можете назвать свой переезд в село авантюрой? Или это был обдуманный шаг? Или мечта всей жизни?

В этом есть и то, и другое, и третье! Сельская жизнь – не только романтика, но и тяжелый труд – мы это понимали с самого начала и шли к сельской жизни очень долго. Мы не полностью представляли, что именно нас ждет, но при этом рассчитывали свои силы.  

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь