18 марта 2020 в 17:17
Единственно правильным решением будет отказ от цифровой маркировки
Марина Петрова
Заместитель Председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК, генеральный директор «Petrova Five Consulting»

Маркировка для молочной продукции должна способствовать исчезновению фальсификата с полок магазинов. Однако эксперты и производители эту задумку не оценили. Громкие доводы о слишком быстром внедрении новых правил, дублирующих к тому же уже запущенную систему «Меркурий», дополняются сухими цифрами. Предварительные подсчеты затрат заставляют нервничать уже сейчас, когда маркировка тестируется.

Как минимум одно негативное последствие внедрения маркировки вполне реально: часть игроков покинут рынок. Это касается в большей степени небольших компаний, которые не осилят дополнительную нагрузку. По мнению Марины Петровой, заместителя Председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генерального директора «Petrova 5 Consulting», небольшие предприятия могут закрыться, если сроки введения маркировки не перенесут. Что касается фальсификата, не исключено появление ее новых видов, уверена Марина Дмитриевна.

Эффект от цифровой маркировки может быть заметен для розничных сетей, так как она содержит машиночитаемую дату окончания срока годности продукции, которая позволяет отделять продукцию с истекающим сроком годности для маркетинговых акций. Кроме того, в будущем в код могут быть вписаны данные, позволяющие связать продукцию с кампаниями интернет-продвижения.

Но главный момент в том, что маркировка не дает возможности для борьбы с фальсификатом, при этом требует значительных инвестиций. Технологическое решение по печати цифровых кодов на упаковке молочных продуктов тестируется в экспериментальном порядке, при этом уже известна стоимость — каждый QR-код будет стоить 60 копеек, а стоимость внедрения системы маркировки для молочной отрасли составит 25-30 млрд рублей, что сопоставимо с годовым объемом господдержки. Стоимость доукомплектования линии стоит от 50 тысяч евро на одну линию, при этом обычно на среднем предприятии порядка десяти упаковочных линий.

Внедрение цифровой маркировки более дорогостоящее решение, чем отслеживание продукции через систему «Меркурий», поэтому к ней потенциально готовы только крупнейшие переработчики и торговые сети. В случае, если сроки введения не будут перенесены, для небольших предприятий может быть закрыт или ограничен вход в федеральные розничные сети, при наихудшем развитии событий – они могут принять решение о закрытии.

Перед предприятиями стоит не только финансовая проблема, но и техническая – большинство из них не успеют справиться с внедрением, так как еще не до конца наладили работу с «Меркурием». Сегодня ситуация осложняется ослаблением курса рубля и стоит учитывать, что все оборудование зарубежное, и его стоимость за последний месяц уже возросла на 25% в рублях.

На мой взгляд, единственно правильным решением в нынешней ситуации будет отказ от цифровой маркировки и концентрация на работе в системе «Меркурий».

Потому что сейчас мы видим подмену понятий и вместо борьбы с истинными причинами фальсификата — падением российской экономики, недостатком молока-сырья и критическим снижением доходов населения — создаются новые сложности для отечественных производителей. Если ситуация не изменится, то в лучшем случае нас ждут новые способы фальсификации продукции, а в худшем — закредитованность предприятий и неэффективный ассортимент. Но итог всегда один — за все заплатят потребители.

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь