27 апреля в 13:38
Фактически запретить скидки будет невозможно
Кирилл Миняев
Совладелец Казанской Фабрики Хлеба

Скидки оказывают стимулирующее воздействие на потребителя. На некоторые группы товаров в любом случае снизится спрос. Есть и подсознательное влияние скидок. Скидка может быть незначительной, но действует на покупателя и помогает делать эмоциональные, стихийные покупки, объем таких покупок уменьшится.

Рост интереса к акционным продажам говорит еще и о снижении доходов населения либо, как минимум, об осознанном снижении трат. Акционные товары — это продукция массового сегмента, как правило. Отмена акции либо снизит потребление по сегменту, либо приведет к замене акционных товаров более дешевыми в том же сегменте и следующем «по убывающей», либо вообще товарами из другой категории.

Мы в Казанской Фабрике Хлеба, например, видим увеличение потребления хлеба и объясняем это тем, что люди просто не могут сейчас покупать достаточное количество мяса и замещают его таким образом, эта ситуация повторяется в сложные периоды в экономике.

Что такое акция в принципе? Уменьшение цены, которое достигается за счет снижения цены поставщика. Зачастую это скидка не только конечной полки, но и дополнительная промоскидка, заработок для сети. Например, поставщик дает скидку 30%, 20% из которых идет «на полку» и 10% — продавцу. В счет этих 10% и выдаются двойные баллы и прочие дополнительные условия бонусных программ торговых сетей. Промоакции выгодны ритейлерам, но не производителю, если мы говорим об инициативах именно торговых сетей. Есть еще масштабные промо-кампании производителей, но о них речи инициативе не идет.

Если мы отменим скидки «на полке», расходы по содержанию бонусных программ, привлечению трафика в магазины никуда не денутся, они останутся на продавце и производителе. Можно ли запретить скидки? Если мы смотрим с обывательской точки зрения, этот бизнес принадлежит продавцу и он вправе устанавливать цены на товары на своих полках и снижать их по своему усмотрению. Безусловно, мы исключаем МРЦ — минимальные розничные товары, цены на социально важные товары. Хотя, конечно, теоретическая возможность закрутить гайки у государства есть всегда.

Но не стоит забывать и о потребителе, который будет стремиться купить товар дешевле и выражать недовольство в случае невозможности сделать это. Бонусные карты являются публичной офертой, то есть этот договор между потребителем и продавцом останется в силе. Поэтому в целом при отмене скидок мы увидим рост спекулятивных действий в этом формате. Будет трансформироваться предложение, слово скидка окончательно будет заменено «баллами на следующие покупки» или чем-то подобным. То есть фактически запретить скидки будет невозможно. Важно, что все эти полумеры, которые предлагаются к введению, затрагивают только конечного продавца — торговую сеть и полку. При этом совсем не предлагается мер, рассчитанных на регулирование спекулянтов в области продажи сырья производителю. Именно в этой области цепочки производства сейчас происходит неправомерное безнаказанное завышение цен. Я считаю, что если системно контролировать сырьевиков, проблема повышения цен в конце цепочки — на полке — не будет стоять так остро и все эти меры по сдерживанию цен на те же товары социальной важности просто не будут нужны.

Расскажите друзьям
Новости
Выставки
Стандарты
Словарь