Долгое время престижность высшего образования – в любой сфере – гарантировала вузам интерес абитуриентов и заработок для преподавателей. Правда, новенький диплом – не обещание престижной работы. Репутация учебного заведения, его категория, полученная специальность и прочие детали становятся второстепенными. Куда важнее практические навыки и умение вчерашнего студента заинтересовывать и договариваться. Ведь работодатели склонны экономить, поэтому им проще предложить низкооплачиваемую работу под предлогом, что опыта еще предстоит набраться. В результате выпускник, рассчитывавший на драку крупных и престижных компаний, в которой он будет трофеем, разочаровывается и приходит к выводу, что эти 5 лет потрачены впустую. Есть, конечно, и уникумы, которые еще во время учебы смогли заработать репутацию перспективного специалиста и произвести впечатление на крупного работодателя – именно за счет усердного участия в весомых проектах или собственных разработок. Хотя это только подтверждает, что они верят в силу практических навыков, а вовсе не теории, если речь идет о покорении рынка труда.
Почему вузы и работодатели объединяются
На аграрные специальности конкурс высоким не назовешь. В Донском государственном аграрном университете (ДонГАУ) подсчитали, что конкурс среди абитуриентов на бюджетные места составляет 2,6-3,2 человека. Более точные цифры зависят от года набора и направления подготовки, но в целом этот показатель вуза остается стабильным в течение последних пяти лет. Вместе с тем, наблюдается тенденция увеличения абитуриентов из числа выпускников учреждений среднего профессионального образования, которые продолжают обучение дальше, обратили внимание в пресс-службе университета, и объяснили это высокой мотивацией молодых людей и осознанным выбором специальности.
В ДогГАУ наблюдается тенденция увеличения абитуриентов из числа выпускников учреждений среднего профессионального образования, которые продолжают обучение дальше.
Чтобы повысить свой авторитет, вузы ищут способы заинтересовать абитуриентов. Сильнее позиции у тех, кто обещает трудоустройство и возможности для стажировок. Объединение усилий университетами, аграрными в том числе, и работодателями выгодно обеим сторонам, ведь они гонятся за одним и тем же человеком. В виде «зеленого» студента он нужен вузу, и в виде квалифицированного специалиста, которого нет необходимости искать – работодателю. Поэтому часть студентов попадают на учебу в рамках «целевого» набора.
Кто нужен российским работодателям?
В УрГАУ недавно опубликовали приказы о зачислении студентов. В списке первокурсников, принятых на очное бюджетное обучение по целевому набору, значится 36 человек (по общему конкурсу набрали больше 250 человек). Они пройдут программы бакалавриата и специалитета по направлениям «Технологические машины и оборудование», «Продукты питания животного происхождения», «Землеустройство и кадастры», «Агрономия», «Садоводство», «Агроинженерия», «Ландшафтная архитектура», «Ветеринарно-санитарная экспертиза», «Зоотехния», «Ветеринария». Все они отправлены на учебу от предприятий Свердловской области, например от Ирбитского молочного завода, сельхозкооператива «8-е Марта», Свердловского референтного центра Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Уральского научно-исследовательского института сельского хозяйства, Уралмплемцентра, птицефабрики «Рефтинская», а также ветеринарных станций. Еще несколько человек зачислены в этом году как «целевики» на заочную и очно-заочную форму обучения. В пресс-службе вуза отметили, что поблажек для них не будет, за плохие оценки грозит отчисление, как и для поступавших на общих основаниях. Отличие заключается разве что в «привязке» к своему предприятию: на их базе проходит практика и подготовка дипломных и других научных работ.
Для сравнения, в этом году на бюджет по целевому набору на различные агроспециальности в Ставропольском государственном аграрном университете зачислено 34 человека, в Пермском государственном аграрно-технологическом университете и ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ – по 4 человека, в Кубанском ГАУ – 60 человек, в Саратовском государственном аграрном университете имени Н.И. Вавилова – 41 человек.
В списках организаций, с которыми сегодня сотрудничают российские аграрные вузы, порой насчитывается несколько десятков предприятий. Так, на сайте Рязанского государственного агротехнического университета имени П.А. Костычева их перечислено порядка 40 штук, Белгородского ГАУ имени В.Я. Горина – почти 50. Интерес со стороны предприятий объяснить просто. Как рассказали в ДонГАУ, технологии внедряются так быстро, что найти готовых специалистов, «заточенных» именно под специфику и оборудование конкретного производителя, очень и очень сложно. Поэтому вузы тесно взаимодействуют с работодателями, вместе формируют программы обучения непосредственно в условиях производства. За таким взаимодействием будущее, уверены в ДонГАУ.
Готовых специалистов, «заточенных» именно под специфику и оборудование конкретного производителя, найти очень и очень сложно. Вузы и работодатели стремятся вместе формировать программы обучения. За таким взаимодействием – будущее.
В Московском государственном университете пищевых производств (МГУПП) согласны, что с точки зрения технологий пищевая промышленность серьезно поменялась в последние годы. И отрасли нужны специалисты, которые знакомы с современными ингредиентами, новыми правилами, а также умеют настроить производственный процесс с использованием самых последних разработок. В связи с этим в университете наладили сотрудничество с крупными компаниями, которые готовы принимать участие во взращивании специалистов под себя. Они знают, кого хотят получить, и даже принимают участие в создании учебных программ. А дипломная работа выпускника становится входным билетом к работодателю.
«Наши выпускники – это уникальные специалисты, многие из которых обучаются по индивидуальным планам под конкретный заказ крупных компаний и предприятий. Уже на III курсе ребята практически разобраны работодателями, а среди них – более 1000 ведущих компаний страны и зарубежья», – сообщил ректор университета Михаил Балыхин.
Разработка новых технических решений и технологий ведется и внутри университета, силами преподавателей и студентов, и с привлечением международного опыта: МГУПП обменивается информацией с ведущими университетами и компаниями Китая, Чехии, Болгарии, Испании, Германии, Кубы и т.д.
Еще один пример: для соответствия требованиям отрасли в этом году в ФБГУ ВО «Севастопольский государственный университет» провели первый набор по специальностям «Виноградарство и виноделие» и «Управление виноградарским и винодельческим предприятием». В вузе рассчитывают выпустить специалистов, которые на сегодняшний день на российском рынке отсутствуют.
Взгляд со стороны работодателя
В феврале 2016 года в компанию «Умалат», по договоренности с Орловским государственным аграрным университетом, поступили на практику студенты выпускного курса. Они были поставлены работать простыми рабочими, чтобы познать весь процесс молочного производства с самого начала приемки молока и выпуска готовой продукции. «Ребята за 3 месяца проявили себя во всех своих лучших качествах, им были предоставлены комфортные условия работы, условия проживания и питания. А после окончания практики их пригласили на работу», – рассказала Наталья Филиппова, директор по HR компании. Также все сложилось очень хорошо для выпускника ОГАУ Изотов Владимира. С июля 2016 года по май 2019 года он прошел путь от рабочего в цехе адыгейского сыра до заместителя начальника цеха (рикоттный цех и маскарпонный цех). Как рассказала Наталья Филиппова, на предприятии он освоил технологический процесс работы двух цехов. Работа в компании, по сути, стала для него вторым университетом, только с практическим уклоном. В мае этого года Владимир ушел из компании. Вероятно, это было неизбежно: с опытом и образованием он уже смог смелее делать выбор. Но с точки зрения работодателя – это серьезная потеря, ведь в обучение специалиста были вложены силы и время.
Агрохолдинг «Мираторг» также привлекает к своим проектам выпускников учебных заведений. Перспективные студенты могут пройти стажировку по программе «Поколение Мираторг» – потенциальному работнику это облегчит процесс трудоустройства, а «Мираторг» пополнит свой кадровый резерв людьми, знающими специфику производства и стандарты работы компании.
«Чтобы привлечь к нашим проектам «наших» студентов, еще до начала практики и стажировки – на встречах в вузах и ссузах – мы обсуждаем производственные задачи в рамках занимаемой должности, условия работы, а также дальнейшее профессиональное развитие и возможности карьерного роста. Уровень заработной платы обговариваем, когда студент уже проявил себя на практике, и мы планируем пригласить его на работу, – отметили в пресс-службе АПХ «Мираторг». При этом в холдинге отмечают важность практического обучения, на котором делается акцент в рамках программы «Поколение Мираторг». Взаимодействие с учебными заведениями было бы эффективнее, если бы вузы и ссузы вносили корректировки в учебный процесс в части усиления его практической составляющей в соответствии с запросами потенциального работодателя. Это могут быть совместные образовательные программы, практики и стажировки, мастер-классы с участием специалистов компаний, говорят в пресс-службе компании.
Работодатели ценят практическую составляющую обучения и тратят силы на обучение студентов с учетом своих стандартов работы и специфики производства.
Успешным выпускникам РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева хватает компетенций, чтобы сразу влиться в трудовой коллектив в должности младшего специалиста, а выпускнику магистратуры – и ведущего специалиста. Через несколько лет такой специалист может занимать руководящие должности благодаря накопленному опыту, полученным навыкам и умениям на производстве, рассказал Михаил Маркин, который 11 лет проработал на экономическом факультете университета (теперь такого факультета в РГАУ-МСХА нет).
На уровень стартовой позиции могут влиять и амбиции специалиста, и его уровень подготовки, и рейтинг самого учебного заведения, даже негласный, сформированный непосредственно в кадровом отделе работодателя. Но первые несколько лет после учебы все равно посвящены «дотягиванию» до нужного уровня. И не все специалисты, как показывает опыт «Умалата», после этого остаются в компании. Выигрывает тот, кто предлагает (и в идеале – фиксирует на бумаге) выгодные условия как можно раньше. Правда, работодателей спасает то, что поток кадров все равно не иссякает, списки «дипломников» обновляются ежегодно.
Поддержка государства
Одновременно ситуацию с кадрами в отрасли пытаются исправить на государственном уровне. В рамках программы по развитию сельских территорий предполагается принять меры по развитию рынка труда (кадрового потенциала) на селе: повышать уровень занятости сельского населения, снижать безработицу.
А совсем недавно резонанс в медицинской среде вызвала информация о планируемом возвращении так называемого распределения выпускников в зависимости от их успешности. То есть отличники с дипломом медвузов получат право выбирать себе место работы самостоятельно, а троечникам придется довольствоваться местом фельдшера или врача общей практики в далеком селе. Эксперты утверждают, что это не позволит решить существующую кадровую проблему. Специалисты не будут стремиться ехать на работу в село и не станут там оставаться на всю жизнь, пока будет разница в уровне жизни и доступности общественных благ, уверен главный врач ООО «Медицинская академия» Рустам Ражабов. Так что никакой выгоды распределение выпускников для села не принесет – ни в медицине, ни в образовании, ни в других сферах. Более того, такая система спровоцирует рост коррупции в учебных заведениях и станет стимулом для простой покупки диплома.
«Система распределения выпускников вузов спровоцирует рост коррупции в учебных заведениях и станет стимулом для простой покупки диплома».Рустам РажабовГлавный врач ООО «Медицинская академия»
На появление результатов госпрограмм потребуется не один год, да и в целом формирование бесперебойного потока современных и заинтересованных специалистов – процесс долгосрочный. А пока вчерашние выпускники ищут работу. Востребованными на рынке труда остаются единицы – не купившие диплом, а трудившиеся в течение всего курса обучения. Тем, кому в России места не нашлось, смотрят в сторону границы. С западными компаниями наши вузы тоже сотрудничают очень активно.
Пример взаимодействия вуза и работодателя есть даже на государственном уровне. Минсельхоз в этом году запустил вместе с МГИМО набор на магистерскую программу «Мировые аграрные рынки». Задачей выпускников будет продвижение российских сельхозпроизводителей и их продукции на зарубежных рынках. Так аграрное ведомство страны дает возможность нашим выпускникам зарабатывать, правда, используя их опыт в интересах отечественных производителей.
Сотрудничество вузов и работодателей – история не новая. Они связаны со специалистами в единый организм, где каждый зависим от другого: предприятиям нужны кадры, выпускникам работа, вузам студенты. В выигрыше останутся все, если никто не будет тянуть одеяло на себя. К тому же меняющиеся реалии рынка вынуждают производства проводить модернизацию, вузы – дополнять программы обучения, людей – постоянно учиться. А рукопожатия и соглашения о сотрудничестве – это лишь начало трудной и долгой работы. Производители могут попасть в список почетных партнеров вуза, но отсутствовать в перечне лучших работодателей года. А вуз – заполучить в партнеры пару крупных компаний, но не заинтересовать абитуриентов. Молодой специалист с дипломом, но без удовлетворенности работой и зарплатой, – тоже не самое воодушевляющее зрелище. Каждой из сторон нужно отказаться от сиюминутной выгоды и действовать с заделом на будущее.