В рамках мониторинга цен на продукты питания Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запросила у нескольких объединений поставщиков продуктов данных о платежах, взимаемых торговыми сетями, в том числе за логистику, маркетинг, подготовку товара. Сейчас в списке 24 наименования социально значимых продуктов (мясо, рыба, молоко, яйца, крупы, соль, чай, хлеб и др.), а также свекла. В ФАС хотят проанализировать, как эти платежи повлияли на формирование цены на полке. Об этом пишет «Коммерсант».
Запросы направлены в том числе в «Русбренд», «Руспродсоюз», Национальную мясную ассоциацию, «Союзмолоко».
Размер платежей, которые торговые сети имеют право взимать с поставщиков, в 2016 году ограничили: согласно поправкам в закон «О торговле», ретро-бонус не может превышать 5% от стоимости товара. Однако участники рынка отмечают, что торговые сети нашли способ обойти требования закона. Так, источник «Ъ» сообщил, что с 2016 года количество оснований для штрафов у сетей выросло в разы, размер санкций может достигать 100% от стоимости товаров, а шансов на их обжалование почти нет.
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков рассказал изданию, что в последнее время в практику некоторых сетей вернулись запрещенные листинг-платежи за введение товара в ассортимент через фиктивные штрафы, дополнительные скидки, не транслируемые покупателям, и иные «скрытые платежи».
Поставщики не раз говорили, что ретейл находит способы обойти ограничения 2016 года. Так, сети увеличивают штрафы за недопоставку товара и стоимость логистических услуг у, а также требуют от поставщика скидки. При этом в 2019 году Минпромторг предлагал смягчить новые требования, исключив логистические услуги из вознаграждения для торговой сети. Производители тогда высказывали опасения, что это позволит ретейлерам завязывать свою доставку.